Введение Small Basic и программирование

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ... ч. 11 ч. 12

Программы Small Basic


Обычная программа Small Basic состоит из связки командных предложений. Каждая строка программы представляет собой предложение, и каждое предложение является командой для компьютера. Когда мы просим компьютер запустить программу Small Basic, он переходит к программе и считывает первое предложение. Понимая, что именно мы хотим, он выполняет нашу команду. Выполнив первую команду, он возвращается к программе, считывает вторую строку и выполняет следующую команду. Компьютер продолжает выполнять команды до тех пор, пока не дойдет до конца программы. Только тогда вся программа будет выполнена.

Вернемся к нашей первой программе


Ниже приведена первая программа, которую мы набрали:

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, мир!")

Это очень простая программа, которая состоит из одного предложения. Это предложение приказывает компьютеру вписать строку текста Здравствуй, мир в Текстовое Окно (Text Window).

Буквально компьютер понимает это предложение как команду:

Написать Здравствуй, мир!

Вы уже наверняка заметили, что командное предложение можно разбить на несколько более коротких, так же как предложение можно разбить на слова. В первом предложении можно выделить 3 отдельные части:



  1. TextWindow

  2. WriteLine

  3. “Здравствуй, мир!”


Знаки пунктуации, такие как кавычки, пробелы и скобки, являются важным элементом в компьютерных программах. Изменив их расположение в предложении или их количество, можно изменить передаваемый смысл.
Точка, скобки и кавычки являются знаками пунктуации, которые необходимо ставить в определенных местах предложения, чтобы компьютер понял, чего именно мы от него хотим.

Вспомните черное окно, которое появилось, когда мы запускали нашу первую программу. Это окно черного цвета называется TextWindow (Текстовым Окном) или иногда применяется термин Консоль. Именно там отображается результат выполнения программы. Текстовое Окно в нашей программе называется объектом. Существует несколько таких объектов, доступных для использования в наших программах. Мы можем выполнять несколько различных операций с этими объектами. В нашей программе мы уже использовали операцию WriteLine. Вы также наверняка заметили, что за командой WriteLine следует Здравствуй, мир! в кавычках. Этот текст выступает в роли вводимых данных при выполнении операции WriteLine, который потом выводится пользователю на экран. Как мы уже сказали, это называется вводимыми данными для выполнения операции. Для выполнения одних операций требуется введение одних или нескольких таких данных, для выполнения других операций введение данных может и не потребоваться.


Наша вторая программа


Теперь, проанализировав и поняв нашу первую программу, давайте продолжим и разнообразим ее, добавив цвета.

TextWindow.ForegroundColor = "Yellow"

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, мир!")



Рисунок 5 – Добавление цвета

После запуска программы, написанной выше, Вы заметите, что в результате выполнения программы в Текстовом Окне выводится та же самая фраза “Здравствуй, мир!”, но на этот раз она напечатана желтым цветом вместо серого, которым фраза выводилась раньше.





Рисунок 6 - Hello World желтым цветом

Обратите внимание на новое предложение, которое мы добавили в нашей программе. Там используется новое слово ForegroundColor, значение которого мы приравняли к значению Yellow” («Желтый»). Это означает, что мы присвоили “Yellow” к ForegroundColor. Теперь различие между операциями ForegroundColor и WriteLine заключается в том, что ForegroundColor не потребовала ни ввода данных, ни скобок. Вместо этого, за операцией последовал символ равно и слово. Мы определяем операцию ForegroundColor как Свойство Текстового Окна. Ниже приведен список значений, которые используются в свойстве ForegroundColor. Попробуйте заменить “Yellow” одним из них и посмотрите, что произойдет – не забудьте про кавычки, это обязательный знак препинания.

Black (Черный)

Blue (Синий)

Cyan (Голубой)

Gray (Серый)

Green (Зеленый)

Magenta (Малиновый)

Red (Красный)

White (Белый)

Yellow (Желтый)

DarkBlue (ТемноСиний)

DarkCyan (ТемноГолубой)

DarkGray (ТемноСерый)

DarkGreen (ТемноЗеленый)

DarkMagenta (ТемноМалиновый)

DarkRed (ТемноКрасный)

DarkYellow (ТемноЖелтый)



Глава 3

Использование переменных

Использование переменных в нашей программе


Было бы неплохо, если наша программа напечатала бы “Здавствуйте” с последующим именем пользователя, вместо обобщающего выражения “Здравствуй, мир!”, не правда ли? Чтобы это сделать, нам сначала необходимо узнать имя пользователя, потом сохранить его где-нибудь, а потом вывести “Здравствуйте” с именем пользователя. Давайте посмотрим, как это можно сделать:

TextWindow.Write("Введите Ваше имя: ")

name = TextWindow.Read()

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, " + name)

После того, как Вы напечатаете и выполните описанную выше программу, Вы увидите следующий результат:



Рисунок 7 – Узнаем имя пользователя

И когда Вы введете свое имя и нажмете ENTER, Вы увидите следующее:





Рисунок 8 – Теплое приветствие

Если вы еще раз запустите эту программу, то компьютер еще раз спросит у вас ваше имя. Вы можете вписать другое имя, и он напишет Здравстввйте с другим именем.



ч. 1 ч. 2 ч. 3 ... ч. 11 ч. 12