Вопросы к зачету по дисциплине Информатика и информационные технологии

ч. 1





В О П Р О С Ы

к зачету

по дисциплине

"Информатика и информационные технологии"

для студентов специальности 162500

(группы: АКб 1-1, АКб 1-2, АКб 1-3)

(2012 – 2013 уч. год)

(осенний семестр)



1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" (основные направления):

  • назначение дисциплины;

  • цели и задачи дисциплины;

  • знания, умения, навыки и представления, приобретаемые (получаемые) студентами в результате изучения дисциплины;

  • структура (составляющие части или "основы") дисциплины;

  • историография или историческая справка по становлению и развитию терминологии (понятий, терминов и определений) по различным направлениям или "основам" дисциплины).

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (основные направления, термины и понятия, их определение, обозначение и использование):

  • информатика;

  • информация, виды и типы информации, свойства информации;

  • сообщение, связь понятий "сообщение" и "информация";

  • структура (схема, процедура) "цепи обмена информацией";

  • знаки (что собой представляют и для чего предназначены);

  • сигналы, виды сигналов;

  • алфавит, символы, кодирование, двоичный алфавит, двоичное кодирование;

  • понятие "языка";

  • естественные и искусственные (формализованные, формальные) языки, их отличительные черты;

  • свойства и качество информации;

  • измерение информации (единица количества информации, количественная мера информации) по Шеннону;

  • связь понятий: "информация" и "энтропия";

  • количественные меры измерения информации в памяти ЭВМ или персонального компьютера (ПК): бит, байт, килобайт мегабайт и т.д.).

3. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (основные направления, термины и понятия, их определение, обозначение и использование):

  • счисление, системы счисления (СС), типы СС;

  • позиционные и непозиционные СС;

  • позиционные СС (ПСС), правила и формы записи чисел в таких СС;

  • развернутая и сокращенная формы представления (записи) чисел в ПСС;

  • понятие "основание ПСС";

  • перевод чисел из одной ПСС (с основанием q) в другую ПСС (с основанием p);

  • правила (алгоритмы) перевода целых, дробных (правильных дробей) и смешанных (неправильных дробей) чисел из q-ичной СС в p-ичную СС (qp) (108, 102);

  • 2-ичная, 8-ричная, 16-ричная системы счисления. Правила перевода (специальные случаи перевода) чисел в таких системах счисления: (28, 216, 82, 162, 816, 168);

  • перевод чисел из любой системы счисления в 10-ичную СС;

  • арифметика двоичных чисел (операции сложения, вычитания, умножения, деления); правила (алгоритмы) этих операций;

  • формы записи (представления или изображения) чисел в позиционных СС (соответственно, в ЭВМ): форма с фиксированной запятой (точкой) – ФФЗ; форма с плавающей запятой (точкой) – ФПЗ;

  • мантисса, порядок числа;

  • нормальная форма представления (изображения) числа и нормализация чисел;

  • арифметика нормализованных двоичных чисел; правила (алгоритмы) сложения (вычитания) и умножения (деления) этих чисел;

  • кодирование алфавитно-цифровой информации в ЭВМ (в ПК); машинные (двоичные) коды: прямой, обратный и дополнительный; правила образования этих кодов; арифметические действия над машинными кодами.

4. ЛОГИЧЕСКИЕ И СХЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (основные направления, терминология, термины и понятия, их определение, обозначение и использование):

  • естественные и искусственные (формализованные, формальные) языки, их отличительные и характерные черты (что является принципиальным и важным для естественных языков? что является принципиальным и важным для искусственных языков?);

  • логика формальная (логика мышления, логика "здравого смысла"), математическая логика;

  • понятия: "высказывание", “истинностные значения: да, нет, истина, ложь, 1, 0”; взаимосвязь высказываний и истинностных значений;

  • логика высказываний, предмет логики высказываний;

  • схема взаимосвязей языка и его инструментального аппарата с универсумом и его составляющими;

  • элементарные (простые) и сложные (составные) высказывания;

  • понятие “таблица истинности”, её назначение и использование;

  • логические связки (элементарные высказывания) : отрицание, конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (логическое следование, "следствие"), эквиваленция (эквивалентность или логическая равнозначность). Таблицы истинности вышеназванных логических связок;

  • сложные (составные) высказывания;

  • логические значения (константы): true, false, 1,0;

  • логические переменные, функции, формулы, выражения;

  • логика высказываний, язык логики высказываний, формула логики высказываний;

  • булева алгебра, булевы (переключательные) функции; способы задания булевых функций;

  • понятия: “базис логических функций”, “функциональная полнота системы логических функций”, “функционально полная система логических функций”; смысл и суть процедуры минимизации логических функций и цель минимизации;

  • логические операции; зависимости между логическими операциями; упрощение логических функций (формул); построение таблиц истинности логических выражений (функций, формул);

  • вычисление (получение истинностных значений) логических выражений (содержащих числовые и логические константы; арифметические и логические переменные, функции, формулы; арифметические операции, операции отношений, логические операции). Использование логических связок: “не”, “и”, “или”, “импликация”, “эквивалентность”, таблицы истинности вышеназванных логических связок;

  • понятия: “логический элемент”, ”логическая схема”;

  • схемы, реализующие простейшие логические операции;

  • построение логических схем на логических элементах: “не”, “и”, “или”;

  • логические функции (формулы). Построение их таблиц истинности и схемных реализаций на логических элементах: “не”, “и”, “или”;

  • понятия: “схемотехника”, “элементы и схемы”, “система элементов ЭВМ”, “параметры и характеристики схем ЭВМ”, “схемотехника ЭВМ”;

  • физические элементы и устройства, реализующие булевы функции: электромеханические реле, электронные лампы, полупроводниковые приборы – диоды и транзисторы, микросхемы и интегральные схемы;

  • интегральные микросхемы (интегральные схемы), их определение и назначение; типы (виды) интегральных схем; характеристики и параметры, по которым проводится классификация и сравнение интегральных схем; элементы и компоненты интегральных схем;

  • элементная база аппаратных средств вычислительной техники (виды интегральных схем: малые, средние, большие, сверхбольшие); уровень (степень интеграции);

  • виды логических и технических устройств (элементов, схем, узлов, блоков, систем, сетей и т.д.);

  • понятие: “носители информации”, их виды и типы, устройства для работы с ними; современные “ носители информации ” (магнитные диски и магнитные ленты, оптические диски, магнитооптические диски, флэш-носители (flash)) и устройства работы с ними (устройства ввода/ вывода информации с них);

  • память ЭВМ, виды и устройства памяти; характеристика и отличие оперативной и внешней памяти; характеристика и объяснение запоминающих устройств: оперативного, внешнего, постоянного и отличие между ними; обмен информацией между различными “видами памяти”;

  • виды памяти, используемые в персональном компьютере (оперативная - электронная, внешняя - на носителях, винчестер - жесткий диск - Hard Disk);

  • понятия: “ячейка памяти”, “адрес ячейки памяти”, их определение и объяснение;

  • термины “бит, байт, машинное слово”, их назначение и использование;

  • периферийные устройства персонального компьютера (принтеры, плоттеры, сканеры, стримеры и т. п.), их назначение, виды, типы и классифицирование;

  • процессор персонального компьютера, что он собой представляет и из каких устройств он состоит (чему “эквивалентен”)?

5. ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ (ЭВМ): принципы построения, структура, организация и функционирование (основные направления, терминология, термины и понятия, их определение, обозначение и использование):

  • историческая справка о развитии ЭВМ и средств вычислительной техники; средств передачи, обработки и переработки информации. Поколения современных ЭВМ, эволюция развития, особенности, отличия;

  • классификация современных ЭВМ (виды и типы современных вычислительных средств: суперЭВМ, большие и средние ЭВМ, малые ЭВМ (мини ЭВМ), микроЭВМ, микропроцессоры ("одноплатные ЭВМ"), персональные компьютеры (ПК) или персональные ЭВМ (ПЭВМ);

  • поколения ЭВМ (первое, второе, третье, четвертое, пятое). Эволюция их развития; используемые в этих поколениях: 1) аппаратные средства и их характеристика (элементная база, быстродействие), 2) программные средства и их характеристика, 3) режим работы (диалога). Примеры конкретных типов ЭВМ (соответствующих поколений) и область их применениях;

  • пятое поколение ЭВМ, его отличительные черты, особенности организации и архитектуры, достижения в этой области в мировой "компьютерной" индустрии;

  • архитектура и структура (структурная схема) ЭВМ. Структурная схема ЭВМ, ее основные составляющие. Принципы функционирования ЭВМ и объяснение работы ЭВМ по структурной схеме;

  • основные блоки и узлы ЭВМ: логические элементы, схемы, счетчики, регистры, сумматоры, шифраторы, дешифраторы, адаптеры, контроллеры, коммутаторы, преобразователи, устройства памяти (оперативная память (ОП) - оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), внешняя память (ВП) – внешнее запоминающее устройство (ВЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), совмещенные сложные элементы памяти), арифметико-логическое устройство (АЛУ), устройство управления (УУ) и т.п.;

  • элементная база и ее эволюция в процессе эволюции поколений в развитии ЭВМ: электромеханические и электронные реле, электронные лампы, полупроводниковые элементы и приборы, микросхемы, интегральные схемы малой (МИС), средней (СИС), большой (БИС) и сверхбольшой (СБИС) степени интеграции электронных элементов и схем в кристалле, микропроцессоры (СБИСы), "чипы". Микропроцессоры и их характеристики;

  • носители информации и устройства ввода/вывода информации, их развитие в процессе эволюции ЭВМ (перфоленты, перфокарты, магнитные карты, магнитные ленты, магнитные диски и дискеты, оптические диски, магнитооптические диски и соответствующие устройства работы с ними);

  • носители информации для персональных компьютеров и устройства работы с ними (носители: 1) магнитные диски (micro floppy disk): гибкие магнитные диски или дискеты (5,25”), жесткие магнитные диски или дискеты (3,5”); 2) оптические (опто) диски или компакт-диски (CD ); 3) магнитооптические диски (МОД); 4) флэш-носители (flash)) (виды устройств: а) устройства работы с магнитными дисками - накопители на гибких магнитных дисках (НГМД) – floppy-дисководы; б) устройства работы с оптическими дисками - CD-ROM и CD-RWROM; в) устройства работы с магнитооптическими дисками - МОУ);

  • память, виды памяти для персональных компьютеров:1) оперативная память (ОП) - на электронных элементах или схемах (типа интегральных схем); 2) внешняя память (ВП) - на внешних носителях типа магнитных дисков или дискет, оптических дисков, магнитооптических дисков; 3) винчестер ("электронный" жесткий диск или HD (Hard Disk) на базе магнитных или магнитооптических дисков с встроенной соответствующей электронной схемой управления; устройства памяти: 1) для ОП – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); 2) для ВП – внешнее запоминающее устройство (ВЗУ); 3) винчестер – либо встроенное постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), либо встроенное ВЗУ;

  • понятия: “машинное слово”, “команда”, “адрес”, “операция”, “код операции”, “память”, “ячейка памяти”, “адресность в ЭВМ или ПК”, “типы операций”, “виды команд”, “классифицирование ЭВМ с позиций адресности”, “структура или состав машинного слова или команды одно, двух и трехадресной ЭВМ”, “вычислитель”, “система команд вычислителя”, “данные и программа”, “команда и программное управление, принцип программного управления ЭВМ или ПК”.

6. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР (ПК): состав, принципы построения, структура, организация, работа и функционирование, описание основных составляющих (основные направления, терминология, термины и понятия, их определение, обозначение и использование):

  • понятие "персональный компьютер" (ПК). Структура, состав, основные блоки ПК (клавиатура, дисплей, системный блок, мышь, принтер и т.п.), их описание, назначение, работа;

  • основные команды MS DOS (внутренние и внешние);

  • основы работы с ПК: включение ПК; описание начального процесса работы с ПК; информация об операционной системе MS DOS; описание и работа с клавиатурой;

  • основные сведения об инструментальной среде - сервисной "оболочке" типа Norton Comander (NC) и работа с NC (все основные режимы, функциональные клавиши, их назначение и описание работы с ними; главное (верхнее) меню – клавиша F9, все режимы (подменю) главного меню);

  • файловая структура и файловая организация представления информации и данных в ПК: 1) понятия: "файл", "виды и типы файлов по способам организации, представлению и использованию типов данных", "данные", "каталог или директория", "имя файла и правила построения имени", "имя каталога и правила построения имени"; 2) работа и обработка информации (данных), помещенных в файл и каталог, с помощью NC; работа с файлами, каталогами (директориями);

  • создание файла и его название (имя); копирование, переименование и пересылка файла; редактирование файла; создание каталога (директории) и его название (имя); переименование; просмотр содержимого файла и каталога; копирование файла в каталог, каталога в каталог; подкаталог, пустой каталог; удаление файлов и каталогов с диска или дискеты; распечатка содержимого файлов и каталогов (используя все известные способы печати информации); полное имя файла;

  • классифицирование файлов по способу использования (по "пользовательскому" принципу), по способу доступа к данным (по способу организации данных) на дискете или диске; связь "проклассифицированных файлов" с физическими устройствами (устройствами ввода-вывода, накопителями на магнитных дисках и дискетах, CD-ROM, МОУ и другими периферийными устройствами);

  • носители информации, виды их, работа с ними; периферийные устройства, виды и типы их, работа с ними; память, виды памяти, устройства памяти, работа с ними, различия и особенности разных видов памяти и устройств памяти для ПК;

  • форматирование дискет, дисков с помощью команд DOS и средств (функциональных клавиш и режимов) NORTON COMMANDER; форматирование других видов носителей; форматирование с помощью средств Windows;

  • лечение” дискет и дисков с помощью утилит из пакета Norton Utilities (для DOS: Norton Disk Doctor - файл ndd.exe, Disk Tool - файл disktool.exe, Disk Editor - файл diskedit.exe); “лечение” с помощью средств Windows, а также программных средств из пакета Norton Utilities (для Windows);

  • понятие “компьютерный вирус”, виды (типы) “вирусов”; проблемы, связанные с “заражением вирусом”, проверка на “вирус” (антивирусные программы, средства и продукты);

  • восстановление “удалённых” или “стёртых” файлов (каталогов) с дискеты или диска с помощью утилит из пакета Norton Utilities (для DOS - UNERASE - файл unerase.exe). Восстановление “удалённых” или “стертых” файлов и папок с дискеты или диска и других носителей с помощью программных средств из пакета Norton Utilities (для Windows);

  • pабота с файлами и каталогами (директориями) с использованием команд операционной системы MS DOS и программных средств и возможностей комплектов Norton Commander, Norton Utilities. Реализация функций и режимов: создание, нахождение, просмотр содержимого, копирование, переименование (пересылка), редактирование (корректировка) содержимого файлов и каталогов; печать файлов; создание подкаталогов. Дерево каталогов. Удаление файлов и каталогов.

  • общие сведения об операционной системе WINDOWS. Что такое операционная система (ОС) Windows? Связь и отличие ОС DOS от ОС WINDOWS. Какое оборудование необходимо для установки ОС WINDOWS (от минимально необходимого до условий “комфорта”)? Какие устройства необходимо знать (уметь с ними работать) при работе с ОС DOS и при работе с ОС WINDOWS?

  • установка (инсталляция) ОС WINDOWS (описать по возможности коротко и сжато), (для студентов, кто имеет опыт установки ОС на компьютер, необходимо использование имеющихся своих практических навыков и умений по инсталляции ОС WINDOWS; для студентов, которые не имеют практического опыта установки ОС Windows на компьютер, желательно использовать теоретические знания, полученные из учебной литературы по компьютерам);

  • запуск ОС Windows. Как осуществляется? Что нужно сделать? Что появляется на экране монитора? Описание “рабочего стола” (Что, как минимум должно быть на нём? Что есть? Что, где должно и может располагаться? Что может быть вообще на нём?). Панель задач (Что это такое? Для чего она нужна? Что на ней располагается?). Как выглядит “рабочий стол” в современной версии WINDOWS XP (WINDOWS VISTA)?

  • режимы работы с компьютером под операционной системой WINDOWS (режимы управления работой с компьютером под ОС WINDOWS): 1) “Мой компьютер”, 2)“Главное меню” – кнопка “Пуск”, 3) “Проводник”;

  • понятие “окно”. Структура окна, виды (классификация) окон. Что можно делать с окнами? Что помещается в окнах? С чем работают окна? Что помещается в рабочем поле окна? (В окне помещается объект или окно работает с объектами). Система окон или каскад окон;

  • понятие “меню”. Структура меню, виды (классификация) меню. Что можно делать в меню? Что можно делать или нельзя делать с меню? Что помещается в меню? С чем работает меню и как? (В меню помещаются команды или элементами меню являются команды, или меню работает с командами). Система меню или каскад меню;

  • отличие “окна” от “меню”, привести и объяснить всё, что касается этих понятий, и показать их различия;

  • вопросы по работе с Windows связаны с показом конкретных конструкций и объектов ОС Windows (картинок, рисунков) на компьютере. При этом необходимо:

  1. уметь объяснить эти конструкции;

  2. уметь с ними работать;

  3. уметь их проклассифицировать;

  4. уметь показать, что сними можно делать и что делать нельзя;

  5. уметь раскрыть суть и содержание соответствующей конкретной конструкции или структуры и показать знание этих объектов;

  6. иметь представление о том, что может меняться в этих конструкциях или структурах (в частности, в их картинках) в различных версиях ОС Windows. Знать объяснение возможных вариаций в различных версиях Windows;

    • окно “Мой компьютер”. Объяснение и работа с ним;

    • главное меню (кнопка – “Пуск”). Объяснение и работа с ним;

    • окно “Панель управления”. Объяснение и работа с ним;

    • окно “Мышь” (окно “Свойства: Мышь”). Объяснение и работа с ним;

    • окно “Дисплей” (окно “Свойства: Экран”). Объяснение и работа с ним;

    • окно “Свойства: Панель задач”. Объяснение и работа с ним; объяснить назначение и цель панели задач;

    • окно “Проводник” (окно “Обзор - ”). Цель и назначение этого окна. Объяснение и работа с ним;

    • отличие окна “Проводник” от любого другого окна (в частности, от окна “Блокнот” или окна “Безымянный - Блокнот”). Привести рисунки (картинки) на компьютере. Дать сравнение их. Отличие является структурным и функциональным. Объяснить дополнительные нюансы, имеющие место в ряде последних версий операционной системы WINDOWS (WINDOWS XP, WINDOWS VISTA);

    • файловая организация и файловая структура в операционной системе Windows (её особенности, её связь и отличие от файловой организации и файловой структуры, имеющей место в операционной системе MS Dos). Что можно сказать о файловой организации применительно к различным версиям ОС Windows?

    • работа с файлами и папками с использованием средств и возможностей операционной системы WINDOWS XP (WINDOWS VISTA);

    • работа с операционной системой WINDOWS: запуск, режим "мой компьютер", режим "пуск - главное меню", работа с "панелью управления", с окнами (настройка "дисплея", "мыши"), с меню, с "проводником", завершение работы. Классификация окон и меню (типы "окон" и виды "меню"), их связь и отличие;

    • описание завершения работы с операционной системой WINDOWS. Почему так? Привести рисунок (картинку) на компьютере и дать объяснение тому: почему нужно завершать работу таким образом. Дать информацию о том, как это делается в последних версиях операционной системы Windows (например, Windows XP) и с использованием аппаратного интерфейса в современных моделях персональных компьютеров;

    • работа с графическим редактором (программой) PAINT. Запуск и завершение работы. Окно редактора PAINT, его структура и составные элементы, настройка. Основы работы со средой редактора, управление атрибутами изображения, техника и инструменты создания изображения (рисунка), редактирование деталей изображения, работа с фрагментами изображения, работа с текстом, использование цветов, рисование геометрических фигур, операции над элементами изображений и текста, вставка рисунков, объектов и картинок извне (как объектов и картинок из других файлов) и внутри изображения. Запоминание созданного изображения в виде файла и его удаление. Печать изображения (картинки, рисунка, текста) из PAINT;

    • встроенный в Windows простейший текстовый редактор WordPad. Основные сведения и работа с ним;

    • работа с текстовым редактором WORD XP (WORD 2007). Запуск и завершение работы. Окно процессора WORD, его структура и составные элементы, настройка. Создание текстового документа, основные элементы текстового документа (символы, слова, строки, предложения, абзац, страница, документ, поля, рисунки, таблицы, структура страницы и документа), шаблоны и стили оформления текста и документов. Основные операции с текстом (перемещение по тексту, выделение, перемещение, копирование, удаление, поиск и замена элементов и фрагментов текста или документа, форматирование символов и абзацeв). Работа с таблицами и рисунками в тексте или документе (создание таблицы, операции с таблицами, форматирование таблиц, вставка рисунка внутри текста и извне (в виде файла или объекта), операции с рисунками). Запоминание текста или документа (содержащего текстовую информацию, рисунки, формулы, таблицы и т.п.) в виде файла и его удаление. Печать текста из WORD;

    • работа с электронными таблицами EXCEL XP (EXCEL 2007). Запуск и завершение работы. Связь со средой WORD. Окно программы EXCEL, его структура, составные элементы и части, настройка. Команды и процедуры среды EXCEL, работа с ними. Создание, загрузка и сохранение файл-документов (книг) в EXCEL. Реализация конкретных заданий;

    • работа со средствами анализа и управления данными MICROSOFT ACCESS (СУБД MS ACCESS). Понятие о базах данных. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Проектирование баз данных. Этапы Система управления базами данных Microsoft Access. Ее основные возможности, краткая характеристика и основные достоинства. Архитектура MS ACCESS Схема работы с MS ACCESS Главное окно MS Access. Окно базы данных. Начало работы с MS Access. Создание новой базы данных. Создание таблиц баз данных. Создание полей таблицы в режиме конструктора. Задание ключевого поля таблицы. Определение свойства для полей таблицы. Создание и организация связей между таблицами. Ввод, редактирование и просмотр данных в режиме таблицы. Многотабличные базы данных. Отношения между таблицами. Построение и применение форм. Создание формы базы данных с помощью мастера. Конструктор форм. Работа с элементами управления формы. Создание кнопки в форме. Создание подчиненной формы. Оформление формы. Формы на базе нескольких таблиц. Работа с данными при помощи запросов. Формирование запросов. Создание простого запроса на выборку. Задание нескольких условий отбора в запросе. Создание вычисляемого поля в запросе. Групповые расчеты в запросе. Основные сведения об отчетах. Разработка отчетов. Создание отчета базы данных с помощью мастера. Просмотр и печать отчета. Описание (типовое, примерное) работы с базой данных: поиск и отбор данных; формирование запросов; разработка отчетов; формы на базе нескольких таблиц; создание элементов формы или отчета; обмен данными;

    • вычислительные сети (ВС) на персональных компьютерах. Общие сведения. Локальные ВС (ЛВС) на базе персональных компьютеров, их достоинства и недостатки. Перспективы применения, внедрения, использования и эксплуатации ЛВС. Логико-информационное, программное и техническое обеспечение ЛВС. Примеры локальных вычислительных сетей. Информационные системы и структуры на основе баз и банков данных, автоматизированные рабочие места (АРМ), системы искусственного интеллекта (СИИ), корпоративные информационные системы и сети на базе интернет-технологий. Работа с Интернет-системами, Интернет-технологиями.

ч. 1