Составление и общая редакция действительного члена Академии естественных

ч. 1 ... ч. 14 ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18 ч. 19


Ю.АЙДАЕВ, А.АИДАЕВ



VII. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА

ЧЕЧЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ЖИЗНЬ. ЧЕЛОВЕК. СУТЬ

Без тучи на небе дождь не пойдет, без горя на сердце глаз не заплачет.

Озеро не замерзнет, если дно не. холодное.

Бездонная кадка водой не наполнится.

Бывает арбу грузят на лодку, бывает лодку грузят на арбу.

В том, что сова не видит днем, солнце не виновато.

Вода чиста у истока.

Волк не бывает без зубов, а зима - без холода.

Выйдет из дома зло - извне добро не придет.

Где стояло болото, там остается сырость. • . .

Возможности своей арбы знает владелец.

Груша от грушевого дерева недалеко падает.

Горбатого могила исправит.

Движение - счастье юноши, покой - счастье девушки.

Достоинство людей - их количество.

Еда - пища тела, сон - пища бодрости.

Если в мясе заведутся черви, его солят, а если в соли заведутся черви что

делать? .

Если не болит голова, не перевязывай ее.

Если нет никаких возможностей и труп отца оставляют.

Если не по вкусу, то пусть будет по возможности.

Оттого, что отец поест, сын не ненасытится.

Если суждена в доме беда, пусть умирает сноха, если же беда суждена вне

дома, то пусть умирает зять.

Заблеешь1- волк утащит, не заблеешь - чабан зарежет.

Золото дороже там, где оно добывается.

Из жерди обод не согнешь, из осленка коня не вырастишь.

Из козьего рога не получится рукоятка, сын сестры не заменит родного

сына.

К неудачнице и из отчего дома приходит соперница.



Из опрокинутой посуды выльется только то, что в ней есть.

И к поражению войска привел один, и к победе привел один.

Из чужих мест гончая зайца не поймала.

Каждый свою плешь чешет.

Камень остался - вода ушла.

Когда нет настроения, не пляшут ноги.

Когда умирает голова, тело тоже умирает.

Коли клонит ко сну, подушки не выбираешь, коли полюбишь - красоту не

выбираешь.



-311-



______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ______

Колючка с самого начала растет острой.

Кошка постоянно смотрит в мышиную нору, привычные к.дурному руки тянутся к недозволенному, волк смотрит в лес, ноги идут куда привыкли ходить.

Курица, попытавшаяся прокричать по-петушиному, лопнула. 'Кто ходил продавать черемшу, вернулся купив лук. Кто хотел одолеть мир, был одолен миром. Кто дал пятачок, тот и сыграл на зурне. Куда игла, туда и нитка. Куда коза, туда и козленок прыгнул. Мать кормит дитя, как земля человека. Не всегда река по одному руслу течет.

Нет добра без последующего худа, нет худа без последующего добра. Нет ничего сладостнее жизни, нет ничего быстрее глаза. Обжегшись на супе, дует на воду. Огонь можно разжечь только огнем. Огонь, с водой не уживается. Одна искра целый аул сожгла. Орел рождается только в горах.

Осел тогда лишь узнал, что он осел, когда его за ухо потянули. От течения вода не убывает.

Оттого, что круп гладкий, не значит, что конь хороший. Повадился кувшин по воду ходить, так и остался у реки. Путушок, выведенный осенью, не стал петухом. Покойник без савана не остался, невеста без выкупа не осталась. Породистый птенец в гнезде петь начинает.

Если при падении чинары не слышно было треска - не будет слышно и после.

Реки без истока не бывает.

Сломается арба - дрова, падет вол - мясо. , '


Сорванное яблоко обратно не прирастает.
Состаришься - не помолодеешь, умрешь - не воскреснешь.
Состояние человека, поломавшего ногу, поймет тот, у которого ломалась
нога.

Там, где не светит солнце, земля греть не будет. Только война дает отпор войне. Убежав от дождя, попал под водопад.

Ухватившийся за ослиный хвост - утонул, ухватившийся за конский хвост -уцелел.

Хорошего коня раз хлестнешь кнутом - на год хватит. Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. Яблоня родит только яблоко.

-312-

VII. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА

ЛЮБОВЬ. СЕМЬЯ. КРАСОТА.

Брат без брата, что сокол без крыла, сестра без брата как хворостина голая. В дурной семье умному достается много забот. В недружной семье добра не бывает. Гнев матери как снег - выпадет много, но тает быстро. Жена кажется лучше чужая, конь - свой.

Когда вырастает красивая дочь, становится известным имя отца.


Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила свое­
го не оперившегося птенца. '
Красивая девушка и в старом платье хороша.
Красота - до вечера, доброта - до смерти.
Муж хорошей жены не будет плохо одет.
Не будет сына - не будет и крова.
Недружная семья - неравная война.
Неисправимый для своих - горе, для чужих - смех.
Обруч, не согнутый из прутика, не согнешь из жерди.
От кремня рождается искра, от достойного мужчины рождается достойный
сын.

Отец хорош и из дерева, мать хороша и из войлока. Скажи дочери, чтоб сноха слышала. Смерть жены - смена постели.

Старая арба испортила дорогу, плохая жена испортила дом. Сын женился - у матери спина согнулась, дочь замуж вышла - выпрямилась Та, что в нарядном платье, за меня не выходит, а ту, что в простом платье, я не беру.

У матери не бывает плохой дочери, у свекрови не бывает хорошей снохи.


У хорошего отца бывает плохой сын, у плохого отца бывает хороший сын.
У хорошего человека - плохая жена, у плохого человека - хорошая жена.
Хороший сын отцовское сердце радует.
Хороший сын - крепость, плохой сын -торе.
Хороший сын - сердце отца, плохой сын - горе отца.
Чем плохой сын, лучше хороший зять.
Что нравится, то и прекрасно. '

ДОМ. ГОСТЕПРИИМСТВО. УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ.

«Гость воды просит - значит не голоден, не просит - значит соблюдает пост»,

- сказала скупая хозяйка.

Гость гостя не любит, а хозяин - обоих.

Еда без остатка - еда не досыта.

Еды, приготовленной для троих, хватило четверым.

Если придет в гости дурной человек - хорошо накорми его, а хорошего

достаточно угостить, чем сможешь.

Не возвратившаяся домой скотина исчезла, не оставив шкуры.

-313-

______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ_____

Если дома нет почета, не будет его и за стенами дома. Когда бык напился воды, бычок доволен был, что лед слизнул. Кто старшего не послушался, в большую яму упал. Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро.

Пришедшего надолго не принимай, с пришедшим ненадолго - не будь не­приветлив.

Пришедший незваным ушел несытым.. Разговорами гостей не накормишь.

Угостишь чем богат - щедрость, ударишь чем попало - храбрость. Хорошая лягушка в своем болоте живет.

ДРУЖБА. БРАТСТВО. ТОВАРИЩЕСТВО.

В дороге и палка товарищ.

*Где есть согласие - там благодать, где нет согласия - зло. Два врага под одной крышей не уживаются. Достойный человек не бывает без друзей. Друг из далекого края подобен сооруженной крепости. Друг лучше старый, а шуба - новая. Дружные кошки победили недружных волков.. Единство народа - несокрушимая крепость.

Если к тебе пришла беда, подними голову, если к людям пришла - опусти.
Если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей.
Захочешь порвать дружбу, попроси луку седла.
Кто не уважает людей, того не уважают люди. .
Когда напарник хорош и мерин коня обгоняет.
Лучше сосед поблизости, чем родичи вдали.
Не завязывай дружбы с неиспытанным человеком.
Понимающий друг считается братом.
Ружье, направленное на людей, выстрелило назад.
Скотина, стоявшая рядом с ослом, заржала по-ослиному.
С хорошим другом можно ехать хоть на край света.
Чем жить без любви людской, лучше умереть.

ТРУД. СМЕКАЛКА. МАСТЕРСТВО.

Белые ручки чужой труд любят.

Где светит солнце, посей семена, где посеешь семена, там появится тень. Гончар приделывает ручку кувшина где ему захочется. Если много поешь - и мед горчит.

Если прояснился центр неба, приготовь накидку (будет непогода), если про­яснилась окружность - приготовь хлеб (готовься к работе, будет хорошая погода).

Если сломалась верхняя перекладина, переходи на нижнюю. Живущий у реки знает брод.

-314-

VII. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА

И собачью кормушку при сватовстве выдают за медную.

И сытым не пускайся в путь без пищи, и в ясный день - без бурки.

Имеющий лошадь остался, имеющий седло - уехал.

Имеющий тысячу друзей спасся, имеющий тысячу голов скота - погиб.

Кто не любил корову, тот всегда мечтал о молоке.

Когда спросили, что хорошо, заяц ответил: «Увидеть собаку раньше, чем

она увидит тебя».

Кошка, не доставши до сала, сказала, что у нее пост.

Лето копну-поставило.

Не бойся зимы, за которой идет весна, бойся осени, за которой идет зима.

Не сделаешь за день то, что должен сделать, будешь целый год мыкаться.

Не заработанное своим трудом кажется легковесным.

Не ищи скота - ищи траву.

Горячую кашу кушать тоже нелегко.

Не обжигая шампура, не изжаришь шашлыка.

Не преодолеешь гору, не закрепишься на ровном месте.

Не хватайся за отцовскую бороду, но если схватишь, не отпускай.

Один летний день зимний месяц кормит.

Пролежавший лето пробегал зиму.

«Просить» - раб, «дать» - князь.

«Пусть медведь с волком дерутся, а кувшин масла я съем», - сказала лисица.

Рыскающая лисица победила лежавшего волка (любившего лежать, лениво-

го).


Сказанное при пахоте нашлось при жатве.

Терпенье - стан победы.

Тихому не верь, быстрого не бойся.

Трудись, будто никогда не умрешь, будь добрым с. людьми, будто завтра

умрешь.

У пастуха, боявшегося волка, стадо не увеличивалось.



У рано поднимающегося пастуха овца двойню родила.

Цени что имеешь, так и богатство множится.

Чем жить курицей, лучше умереть путухом.

Что имеется на дне котла - шумовка знает.

Чем просить, почетнее стать пастухом.

Что получено от отца и матери съедается без благодарности.

СЛОВО. РЕЧЬ. МОЛВА.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Говорить много - серебро, а молчать - золото.

Даренному другом коню в зубы не смотрят.

Для еды бери яблоко, для вкуса - грушу, а сливу - откуси да выбрось.

Доброе слово гору с места сдвинуло.

Доброе слово посчитали милостыней, плохое слово - грехом.

Если сказанное серебро, то не сказанное - золото.

-315-

______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ_______



И про самого красивого человека сказали, что у него шея длинная.

Каша лучше болтовни.

Кто говорит лишнее, пусть не живет, чтобы иметь возможность говорить и

нелишнее. .

Ласковое слово змею из норы выманило. ,

Легко быть плохим, трудно быть хорошим.

Не знаю - одно слово, знаю, видел - тысяча слов.

Не обдумав, не говори, а если уж сказал, не отступай.

Не сдержишь слова, не сдержишь и клятву.

Язык без ног, но далеко пробирается. .

Рана от шашки зажила, рана от языка - нет.

Ружье убило одного, а язык - тысячу.

Скверная ворона скверно и каркает.

Слово «не знаю» дороже золота.

У плохого слова, как и у хорошего коня, бывает алюр.

У труса речь бывает красивой, а душа - грязной.

Что на уме - выскакивает на язык. . -

УЧЕНЬЕ. УМ.

Богатством ума не купишь.. Женский ум короче лягушиного хвоста. . Когда голова пуста, страдают ноги.

Кто умеет ходить - тому вниз по склону, кто не умеет - тому в гору. Небо светло - могила темна. Незнакомое дело заводит на неправильный путь. Несдержанность - глупость, терпение - ум. Оттого, что большая голова, ума много не бывает. Слушать сплетни - болезнь, не слушать - лекарство. Умному весь мир - родина. Ум глупого человека - молчание. Ум женщины в глазах, но не в сердце. Умного и вода не унесла и огонь не сжег. Усвоенное в детстве, как высеченное на камне. Ученье свет, неученье - тьма.

РЕЛИГИЯ. ДУХОВЕНСТВО.

Когда мулла дал милостыню, черт на зурне заиграл.

Когда обнажилось темя женщины, гром загремел.

Кто с молоду стал набожным, того черт попутал.

Мулле взятку дали - и овчарку на кладбище разрешил похоронить.

Мулла, погнавшийся за двумя милостынями, остался ни с чем.

Полумулла испортил религию, плохое слово испортило голову.

Шейх любит молоко, а мюрид - шейха.

-316-

_____VII. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА________



ПРАВДА. ПРАВДИВОСТЬ. ЧЕСТНОСТЬ.

Грязного не смоешь и водой, чистого не прожгешь и огнем. $апачкался - не жалей воды. 1учше перепел в руках, чем осенью олень. 1а время кривда лучше, а навсегда - правда, голого и семерым штанов не снять.

• СЧАСТЬЕ. ГОРЕ. НЕУДАЧА. НЕСЧАСТЬЕ.

Коза, не встретившая волка, до каабы добралась. (Мекка - священное место

мусульман).

1есчастье за порогом не несчастье.

Опасаясь от воды, попал под мельницу.

курицы, которая пытается кричать по-петушиному, отрезают голову.

несчастного и краешек тюфяка изорвался.

ХРАБРОСТЬ. СМЕЛОСТЬ. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ.

>родячий пес без удара палки не останется.

Глаз боязлив, рука храбра. |Когда смерть грозит - и мышь кусается. гКто думает о последствиях не может быть храбрым. Ютступать перед неизбежным поражением - это не трусость. ^Попадешь туда, где работают, работай, попадешь туда, где едят, ешь. |Сильный кабан хвостом корень лопуха вырвал.

ОСТОРОЖНОСТЬ. ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ. БЕРЕЖЛИВОСТЬ.

|Боровшийся необдуманно без удачи погиб.

|В бесплодное дерево палкой не швыряют.

|В каком ауле ночь застанет, там и заночуй.

(Если бы я знал, что мать умрет, я бы ее за мешок соли продал.

р.ёсли вол не будет худым, семья не будет жирной.

|Если ты на улице уголь, дома будь угольком.

ЕЕсли ты лисица, то я лисий хвост.

(Кузнец работает щипцами, чтобы не обжечь руку.

|Кто знает что будет завтра, тот преуспевает.

|Кто раньше мельницу попросил, тот и смолол.

{Кто удержался от соблазна, тому краснеть не придется.

|Легче потушить искру, чем пытаться тушить пожар.

|Мать осторожного не плачет, крепко связанное не развяжется.

|Мужчина не мужчина, если у него нет трех тайн даже от родного брата.

-317-

______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Не в такт не становятся на носок.

Не посмотревши вперед, не делай шагу, не оглянувшись назад, не молви

слова.

Не потребуешь того берега, не получишь этого.



Не успел вымолвить палас, как его обозвали рванью.

Откуда не дует ветер, не ставь туда веялку.

Осторожный кабан кукурузы не поел.

Переселение- разорение.

Пока слово не вылетит, оно твой раб, вылетит - ты его раб.

По ковру и ноги протягивай.

После кражи коровы засов не закрывают.

Раз споткнулся - споткнешься семь раз.

Ранняя смерть лучше позорной жизни.

Расчет верен не перед уходом, а после возвращения.

С воем рыскавший волк оленя не поймал.

С огнем не шути, воде не верь.

Станешь гордой овцой, а волки тут как тут.

Ссора - не каша с пахтой.

Сумасшедший уступил дорогу пьяному.

Съеденное - сила, наваленное на спину - груз.

То, что тебе нужно будет завтра, надо знать уже сегодня.

Нетерпение душу взяло, терпение гору взяло.

Хвали мерина, а садись на коня.

Чем больше прислушиваешься, тем больше шуму.

ЛЖИВОСТЬ. КОВАРСТВО. ДВУЛИЧНОСТЬ.

В яму, вырытую для других, попадешь сам.

Давший быка на убой не выпросил и печень на жаркое.

Если даешь не от жалости, для бахвальства, давать не следует.

Захочешь много - получишь мало.

Зуб, скрежетавший на сноху, укусил сына.

Ищущий зло не избавится от плохого.

Кто чужую козу съел, у того голова горит.

Кто не боится чужого зла, тот не радуется своему добру.

Месть стареет, но не забывается.

Мне кудахчешь, а соседям яйца носишь.

На лжи город не построишь, но беду наживешь.

Настоящий вор говорит смеясь, хитрая и кокетливая женщина говорит со

слезами.


Обращайся с мужем нежно, но тайком саван готовь.

Подведешь другого - пострадаешь сам.

Слепой в чужом глазу бельмо заметит.

Хитрую женщину никто не разоблачит.

-318-

VII. ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИТЕРАТУРА________

ТРУСОСТЬ. ГЛУПОСТЬ. ПУСТОСЛОВИЕ.

чтуна на рыбную ловлю не бери. Екорая вода до моря не доходит, {первые разбогатевший днем свечу зажег, глупый человек, разбогатевши, заводит вторую жену. |евушка, расхваленная матерью, не поднялась в цене.

in голова бездумная, плачут глаза, (енщины шерсть стирали, а лисица выстирала свой хвост.

веющий двух жен не нуждается в собаке.

*нжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца. £огда проголодаешься, кажется, что никогда не насытишься, когда насы­ться, кажется, что никогда не проголодаешься.

боролся против села, остался без дома; кто боролся против царя - ос-

кся без головы.

|а неисправимого слова не действуют. |е осмелившийся ударить коня, ударил седло. |еумеющий жить всегда говорит о прошлом. |изкий человек всегда самолюбив.

ел, обозвавший другого ослом, в пропасть упал.


1лохое наследие хороших предков хвалит. •
Добывавший на мельнице переспорил побывавшего на войне.
1устили осла на траву - забрался в репейник. •
Йобака пускается вплавь, когда вода попадает под хвост.
Собаку, лаявшую впустую, волк утащил.
Старик попробовал ребячиться, да умер с натуги.
Увидевший летом змею, зимой боялся веревки.

кого сердце бесплодное, у того язык плодовит.

своих ворот и петух храбр. Трусливый кабан не поел кукурузы, ^валенный хозяином конь не перегонит, (олм, на котором стоишь, кажется высоким. Храбрость дома - трусость среди людей.

сделано легкомысленно, легко не кончается.

ВОРОВСТВО. ЛЕНЬ. НЕРАДИВОСТЬ.

эр вора знает.

jpa обворовали - и бог засмеялся. 1олю опоздавшего съела кошка. |з яиц, снесенных на языке, яичницу не изжаришь. Кто возился с дровами, тот возился и с золой. Кто летом потеряет один день - зимой потеряет десять. |то не хочет пасти скот, тот не захочет и работать с лопатой. |то откладывал дела на завтра, тот жил с жаждой желанного.

-319-


______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ_____

Кто поленился жать свою пшеницу, тому пришлось добывать камень для

других.

Кто с копейкой не считается, тот сам копейки не стоит.



Летом лень - зимой мука.

Летом не поработаешь, зимой котел не закипит. •

Лодырь и умывается долго.

Сегодня украл курицу - завтра захочет украсть лошадь.

Стал бедняк чужое добро считать - керосин в лампе кончился.

Только вор поможет вору.

РАЗНЫЕ

Бесполезно числиться в списке, если на лугу не имеешь дом. Бравый пьет водку, а гусь воду4. Взбесившийся конь на кол наткнулся. ' Волк, состарившись, охотится за кузнечиками. Высокой чинаре - всегда ветер, молодцу - всегда упреки. Звуки дальней зурны приятнее. Дважды сказанное и на мельнице услышали. Здоровый не знает состояния больного. Кошке - забава, мышке - смерть. Кто ест соль, тот и воду пьет.



Не будь сладким как плод - кто ни подойдет, съест. Не знаешь кто кинул камень, кто - грушу. Нет ничего дороже доверия.

Ненастный день сменится ясным, но плохой человек не станет хорошим. Не старайся всегда для себя как мотыга, не старайся всегда для других как тяпка, будь с людьми и так и сяк как пила. Неуважение к людям есть неуважение к себе. Не трудно пережить бедность, трудно пережить богатство. Один год и заячьи чувяки выдержали. Ожиревший осел с обрыва упал.

Осел - не богатство, солома - не корм, сыворотка - не милостыня.
Осел сам ношу тащит, сам и съедает.
Оттого что однажды надо драться, не будь вечно злым.
Плохой конь - помеха хорошему наезднику. '
Прелесть зимы - в теплой одежде.




196


КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

VIII. КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

ЧЕЧЕНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

В «Сборнике сведений о Терской области» (1878 г.; выпуск 1, ее. 276, 289, 290) ингушский просветитель Чах Ахриев в статье «Заметки об ингу­шах» приводит ужасающую трагедию, постигшую его народ:

«...Неудивительно, также, что между ингушами всегда свирепствовали эпидемические болезни, вроде чумы, от которой однажды вымерла полови­на населения. Об этой чуме в народе сохранилось еще свежее предание. Люди тогда в страхе разбегались и некому было хоронить умерших. Поэто­му заболевшие, боясь, что тела их останутся непогребенными или будут съедены хищными птицами, отправлялись умирать в каши1 иногда целыми семействами. И действительно, во многих склепах можно еще видеть люль­ки с детскими скелетами и подле них - женские скелеты, там же можно найти всю домашнюю утварь, так как во время чумы ингуши сносили туда все ценные вещи...»

Трудно представить себе более ужасающую картину национального бед­ствия, когда за короткий срок половина населения погибает, когда одни убегают, побросав и близких и родной очаг в поисках спасения, где их также ждет неминуемая гибель, а другие сознательно идут к своему последнему обиталищу, где заживо себя хоронят. И так было. И не однажды.

Была и другая болезнь, уносившая немало человеческих жизней - это малярия. Редкая чеченская семья не имела больных малярией, а то и вся семья страдала ею. Чувство глубокого сострадания вызывал больной у окру­жающих во время приступа. Что только люди не делали с ним. Покрывали 5-6 одеялами, садились верхом на него и все равно больного подбрасывало. Применялись в народе и другие диковинные методы. Например, в момент приступа малярии больного неожиданно обдавали холодной водой или бро­сали ему за воротник рубашки живую лягушку. Внезапные психические пот­рясения иногда выводили больного из состояния приступа, т.е. действовали на следствие, а о причине, то есть чем вызывается малярия, пути ее переда­чи никто не знал. Даже в 1932 году только по одной маленькой Чечне было выявлено 39957 больных, а на учете было 85,5 тысяч человек, а сколько было невыявленных и неучтенных.

Основной причиной высокой заболеваемости малярией является забо­лоченность огромных территорий и наличие водоемов, являющихся очагами расплода малярийных комаров. Это-то оставалось до поры до времени не­тронутым. Отсюда и высокая заболеваемость.

Отмечая наиболее частые и характерные для прошлого заболевания, нельзя умолчать и об оспе, которая после Октября ликвидирована. Но даже в недалеком прошлом в Чечне можно было нередко встретить людей почти в каждом ауле с оспенными рубцами на лице или ослепшими вследствие этой болезни. Но способ оспопрививания был известен чеченцам, по-видимому, с

)*.. • ' ' -323-

______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ______

давних пор. Об этом свидетельствуют немецкие авторы Т.Мейер-Штейнег и К.Зугдаф (см. «История медицины» с. 389-390), где сказано, что грузины и черкесы еще в древние времена делали противооспенные прививки: расца-рапыванием кожи иглами, смоченными в оспенном гное, чем вызывали сла­бую форму оспы и этим предохраняли от настоящей инфекции.

Известный чеченский писатель Х.Д.Ошаев рассказывал, что он на база­ре в Итум-Кале в 1924 или 1925 году видел майстинца, который прививал детишкам оспу, делая насечки на руке маленькими острыми клещами, оку­наемыми им в пузырек с жидкостью со струпьями переболевшего оспой че-ловека.

Среди получивших широкое распространение заболеваний в крае нель­зя обойти молчанием трахому и кожные заболевания: чесотка, трихофития, парша, различные гнойничковые заболевания. Они также были бичом, так как радикальные средства борьбы с ними отсутствовали.

В статье «О народной медицине в станице Слепцовской Сунженского отдела Терской области», подготовленной заведующим Слепцовским двух­классным училищем П.Семеновым, опубликованной в сборнике «Материа­лов для описания местностей и племен Кавказа» (Тифлис, 1893 г., вып. XVI отд. 2, с. 1-15) приводятся интересные сведения о лекарствах и знахарских приемах, применявшихся среди терского и сунженского казачества.

Казачки, желающие родить мальчика, должны были носить сорочку то­варки (подруги), родившей детей мужского пола. Желающие родить девочку - воздержаться от мясной пищи-и поменьше общаться с семьями, где роди­лись лишь мальчики. А нежелающие вовсе иметь детей должны били пить настой холодной конопли, точнее конопляного семени или несколько ночей поспать под «холостым» (т.е. неплодоносным) деревом. «...Роды проводи­лись исключительно с помощью бабки-повитухи... Для ускорения родов бабу заставляли прыгать с какого-нибудь возвышения (большей частью с печки на пол). Мер, облегчающих роды, не существует...» «...Детское место не вы­брасывают: бабка моет его в чистой воде и, запрятав в какой-нибудь сосуд, закапывает на скотном дворе в потаенном месте (чтобы предохранить дитя от «дурного глаза»)».

Целебными средствами среди казачьих лекарей и знахарей считались: подорожник, ромашка, перекати-поле, низкорослая полынь, коровятник, тумиха, чистотел, молочай^ дубовая кора, цветы бузины и барбариса, чес­нок, корень дикого хрена и т.д. Из химических средств, как и горскими лекарями, широко применялись: медный купорос, квасцы, бура, сера, цар­ская водка.

Среди распространенных в станицах заболеваний, описанных им, лихо­радка, корь, понос, ревматизм, чесотка, золотуха, заушница, водянка, бо­лезни глаз, уха, бесплодие, неспособность к семейной жизни, укусы беше­ной собакой и другие.

Хотя в станице и был фельдшер с небольшой аптечкой, было и много знахарей и народных лекарей, к чьей помощи нередко прибегало население.

Как видим, эти приемы очень перекликаются с теми, которыми пользо-

-324-


VIII. КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

вались и чеченские знахари. А описываемые заговоры, которые применя^


лись у казаков, сходны с приемами чеченских знахарей, что свидетельствует
о постоянном контакте этих народов, об их готовности жить в мире и друж­
бе. ,

Однако у горцев была и народная медицина, снискавшая себе лестную оценку даже такого корифея русской и мировой медицины как Н.И.Пиро-гова.

В горской народной медицине преобладало хирургическое направле­ние, что связано с длительной Кавказской войной. Ведь нужда и война явля­ются властными учителями. Искусные горские лекари, выходцы из народа, по мере своих сил, верой и правдой служили делу охраны здоровья народа. Их самоотверженный труд, преданность своему профессиональному долгу, их пытливость в приобретении знаний и навыков немало способствовали сохранению здоровья народа, особенно в периоды губительных эпидемий и длительных кровопролитных войн за свою свободу и независимость.

Методы лечения, которыми пользовались народные хакимы2, несмотря на кажущуюся нелепость, были тогда единственно доступными в условиях Чечни, где научная медицина была совершенно недоступна народу.

Вместе с тем, мы, конечно, далеки от утверждения, что горской наро­дной медицине свойственны какие-либо организационная целостность и сис­темность. Она передавалась от отца к отцу или от учителя прилежному уче­нику. Народная медицина наряду со многими удачами имела и неудачи.

Тем не менее, мы хотим обратить внимание на некоторые методы гор­ской медицины, явившееся обобщением эмпирического (стихийного) наро­дного опыта.

Как известно, Н.И.Пирогов в 1847 г. проездом в Салты (населенный пункт в Дагестане), где он впервые применил в военно-полевых условиях эфирный наркоз, остановился в Грозном и провел ряд показательных опе­раций и знакомился, как и в Дагестане, с горской'народной медициной.

Н.И.Пирогов дает следующую характеристику горским лекарям: «Что азиятские врачи на Кавказе вылечивали совершенно такие наружные пов­реждения (преимущественно следствие огнестрельных ран), по мнению на­ших врачей, требовали отнятия членов, это факт, подтвержденный многими наблюдениями; известно, так же веем на Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимаются азиятски-ми врачами; из кровавых операций, производимих ими для лечения наруж­ных повреждений, известны только вырезывание пуль.» i

И дальше: « Из всех примеров их леченья, которые я собрал в быт­ность мою на Кавказе (некоторые из этих больных я сам наблюдал), видно, что азиятские врачи действуют по известным между нами принятым нача­лам. Особенно замечательно лечение огнестрельных застарелых ран, соеди­ненных с раздроблением кости пулею и с присутствием посторонних тел (пули, секвестры).3

Заслуживает внимания поведение и отношение лекаря к больным, об­становка и заботливость, которыми пострадавший окружался: «Начинается



<">. . ' " . ' -325- '. •

_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ_____

с того, что бальной должен вынести всякое оружие из своей комнаты. Врач переселялся на несколько времени к нему. В отверстие раны вносится, как можно глубже, толстая из тряпки сделанная турунда, смоченная едким ве­ществом, обыкновенно мышьяком, и оставляется там на несколько дней.»

«Наконец, когда рана от внесения турунды и действия едкого вещества значительно расширилась и показалось уже нагноение, врач вставляет в рас­ширенное отверстие бараний рог и искусно всасывает им скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости и другие посторонние тела».

Даже в этих весьма примитивных способах Н.И.Пирогов как великий хирург и исследователь заметил зачатки современных методов лечения ог­нестрельных ранений: «Как бы ни были грубы и сумасбродны их средства, начала, которым они следуют при лечении ран, остаются тем не менее спра­ведливы: расширение отверстий и привлечение гноя и посторонних тел к выходу из раны. Искуственная бессонница так же как и удаление оружия из комнаты больного, кажется, более делается с врачебно-политической целью».

Известно, что после огнестрельного ранения такие е^о последствия, как усиление боли, воспаление и нагноение раны, подъем температуры, об­щая слабость и недомогание, начинаются обычно через одни сутки, имеенно тогда раненому больше всего нужен покой и сон. Наличие же оружия в комнате является отрицательным раздражителем для раненого. Поэтому оно выносилось из комнаты.

Оценивая поездку Н.И.Пирогова на Кавказ и подводя итоги уроков,
извлеченных им из этой поездки, академик Н.Н.Бурденко в своей книге
«Н.И.Пирогов - основоположник военно-полевой хирургии» писал: «На­
блюдения в Салтах и его знакомство с врачами из горцев (гакимами) привело
его к- убеждению, что часть ран может заживать без всякого вмешательства и
что даже инородные тела могут без вреда для организма вживаться в ткани
тела. Его наблюдения над инкапсулированном черкесских медных пуль в
тканях без резких реакций и нагноений заставили пересмотреть господство­
вавшее в его время учение о необходимости раскрывать раны, исследовать
их пальцем, извлекать инородные тела».4 ,

Какой бы жестокой ни была война, а жизнь есть жизнь. Чеченцы не­редко вынуждены были обращаться за помощью к армейским врачам и, на­оборот, описаны случаи, когда, потеряв всякую надежду на излечение у себя, раненые из войсковых частей и из казачьих станиц отправлялись к чеченс­ким лекарям. Следует отметить особо, что медики обеих воюющих сторон всегда оказывались добросовестными, достойными своего профессиональ­ного долга и, невзирая на сложные обстоятельства, проявляли^гуманное от­ношение к страждующему. Н.И.Пирогов по этому поводу пишет: «Ампута­ций, как я уже сказал, азиатские врачи не делают. Были примеры, когда во время экспедиции неприязненные чеченцы, привозили в наш арьергард сво­их раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию: наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе» Н.И.Пирогов ампутировал ногу знаменитому нашему земляку, наибу Шамиля Байсангуру Беноевскому.

-326-

VIII. КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

Как уже говорилось выше, Н.И.Пирогов проездом в Салты в середине 1847 года был в крепости Грозной. В книге А.П.Кулебякина «Кунаки», вы­шедшей в 1913 году во Владикавказе, рассказывается о том, как молодого казака Власа Фролова, сына майора гребенского полка, расположенного в Червленной, раненого в боях с чеченцами в правую ногу и ниже левой теме­ни, привезли в тот же госпиталь, где остановился Н.И.Пирогов... Ввиду начавшейся газовой гангрены (Антонов огонь), Н.И.Пирогов решил ампути­ровать у Власа Фролова ногу, но отец и его кунаки5-чеченцы, несмотря на возражения Н.И.Пирогова забрали Власа домой и чеченский народный ле­карь Юсуп из Брагунов все теми же едкими веществами и настоями из трав вылечил его.

Это отрицательное отношение горцев и казаков к ампутации конечнос­тей нашло свое отражение и в повести Льва Николаевича Толстого «Каза­ки».

Оленин беседует со стариком Брошкой:

- Что, будет ли жив Лукашка?

- А бог его знает! Дохтура нет. Поехали. -.

- Откуда же привезут, из Грозной

- Не, отец мой, - отвечает дед Брошка,- ваших-то, русских, я бы давно перевешал, кабы царь был. Только резать и умеют. Так-то нашего казака Баклашова нечеловеком сделали, ногу отрезали. Стало дураки. На что те­перь Баклашов годится? - И добавляет - Нет, отец мой, в горах дохтура есть настоящие. Так-то Гирчика, няню моего, в походе ранили... в грудь, так дохтура ваши отказались, а из гор приехал Сайд, вылечил. Травы, отец мой, знают.» И на замечание Оленина: «Ну полно вздор говорить... я лучше из штаба лекаря пришлю» - Вздор! - передразнил старик... Лекаря пришлю!

I Да кабы ваши лечили так казаки и чеченцы, к вам бы лечиться ездили, а то

i ваши офицера да полковники из гор дохтуров выписывают.»6

Кавказская экспедиция и методы лечения горских врачей убедили

(Н.И.Пирогова в том, что не следует проявлять при огнестрельных ранениях поспешности с ампутацией конечностей, и он изменил отношение к тогдаш-

I ней концепции, выработанной им самим и такими всемирно известными хи-

| рургами как Ларрей, Перси, Хененн, Томсон, Герри, Лангенбек, Грефе. По этому поводу Н.И.Пирогов писал: «Я сам так же действовал во

[время кавказской экспедиции (1847 г.). Так как в кавказских войнах, кото-

[рые велись в гористой, дикой и лесной местности, расположение боевой линии не допускало правильной организации перевязочных пунктов, то я

[упрекал тамошних врачей, что они не делают ампутации на месте, под вы­стрелами. Я считал чуть ли не уголовным преступлением, что они мало или

I почти вовсе не делали первичных ампутаций.

При моем осмотре кавказских лазаретов, я не нашел ни одного ампути-

I рованного и вообще мало оперированных. Между тем я знал уже, медные маленькие черкесские пули лучше наших ломали и раздробляли кости. Я заключил из этого, что раненые умирали уже до ампутаций, когда они не

[были сделаны на месте».7

_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ______

Наблюдения за исходом операции и сопоставление статистических дан­ных показали, что смертность при консервативном методе лечения (которы­ми пользовались горские хакимы и кавказские русские врачи) невысокая, и уже в Севастополе отношение Н.И.Пирогова к первичным ампутациям ста­ло совершенно другим.

«Ампутация бедра, - писал он, - не дает наилучшие надежды на успех. Поэтому все попытки сберегательного лечения огнестрельных ранений, пе­реломов бедра и при ранении коленного сустава должны считаться истин­ным, прогрессом хирургии.

Наложение неподвижных и преимущественно гипсовых повязок в не­сравненно большей части случаев должно заменять производство первичной операции. Вторичные операции в большинстве случаев заслуживает преиму­щества перед первичными».

Щажению поврежденного члена Н.И.Пирогов придает уже большое значение. Он пишет: «Рану нужно оставлять насколько можно в покое и не обнажать поврежденных подкожных частей. Я считаю долгом совести пред­остерегать молодых врачей от исследования пулевых ран пальцами, от из­влечения осколков и вообще всяких новых травматических насилий.»

Известно, что на Кавказе издавна и широко применялись при лечении многих повреждений и заболеваний конечностей шкуры и курдюки только что убитых животных (коз, баранов). В шкуры заворачивали в старину ушиб­ленные, воспаленные и переломанные конечности. Видимо тепло только что снятой шкуры, неподвижность и покой конечности, завернутой в нее, спо­собствовали уменьшению болей, завершению воспалительного процесса. Это было чрезвычайно важно в догипсовый период, особенно при передвижении и необходимости перемещения пострадавшего. Это обстоятельство также не осталось без внимания Н.И.Пирогова: «При лечении свежих сложных пере­ломов употребляется вместо неподвижной повязки шкура, снятая с барана, только что убитого. Весь член обертывается этой кожей, внутренняя сторо­на которой обращается к наружной поверхности тела. Повязка остается не­сколько недель без перемены, а шкура, высыхая на теле, образует род твер­дой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член. Кожа, снятая со свежеубитого животного, употребляется обыкновенно с этой целью; иногда, однако (не азиятские врачи употребляют ее и как животную ванну. Наконец, курдюки (мешки с жиром, висящие у хвоста баранов) играют у них также важную роль в лечении наружних повреждений. Кусок курдюка вкла­дывается обыкновенно вместо корпии в свежую рану».8

Завершая экскурс о пребывании Н.И.Пирогова на Кавказе и знакомст­ве с горской народной медициной, приведем еще одну цитату из его указан­ной книги (с. 69): «Однако же я должен из любви к истине заметить, что, с одной стороны, многие из наших молодых врачей, 'посылаемых на Кавказ, еще не могли иметь достаточной опытности в искусстве, а,- с другой сторо­ны, некоторые из азиятских врачей, воспитанные в этом искусстве их отца­ми, действительно имеют большую наглядность и опытность в лечении ог­нестрельных ран».

-328- " I

VIII. КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ

И это вполне объяснимо. Длительная кавказская война, говоря словами Л.И.Пирогова -»эта затяжная травматическая эпидемия», огромное коли­чество раненых, тяжелый характер повреждений, отсутствие ученых меди­ков и возможности получить специальное образование обусловили появле­ние среди чеченцев и ингушей народных лекарей, опытных для своего вре­мени и успешно леч.ивших как огнестрельные, так и нанесенные холодным оружием, раны.

Ведь, как и говорилось выше, искусство врачевания передавалось по наследству - от отца к сыну. Думается, здесь будет уместным сказать, что пребывание великого русского хирурга в Чечне увековечено мемориальной доской на здании лучевого отделения республиканской больницы со следу­ющей надписью: «В этом здании располагался госпиталь, где в 1847 году проводил операции известный русский хирург Н.И.Пирогов».

Во втором номере журнала «Смесь» за 1855 год опубликована статья главного лекаря Эриванского госпиталя П.Попова «Лечение ран у кавказс­ких горцев», в которой подробно описано, с каким проворством и самоот­верженностью горцы бросаются в ряды сражающихся, чтобы выхватить от­туда раненого или убитого, с каким усердием и готовностью они «подают раненому возможную помощь, выполняя все его желания и представляя ему все выгоды к спокойствию.»

«Эти прекрасные качества - пишет он, - вытекают ... собственно из сострадания к своему собрату». Далее в статье описываются способы выноса раненых с поля боя и их эвакуация в зависимости от раны и степени тяжес­ти, в каких условиях организуется помощь по эвакуации и т.д.

Исследователь жизни и быта чеченскпго народа И.Пантюхов в своей работе «Движение населения у чеченцев (Кавказ, № 7 от 9 января 1901 г.) пишет: «Для лечения болезней в каждом ауле есть свои лекари. С давних воинственных времен особенно славятся (у чеченцев) хирурги. Кроме искус­ных перевязок ран и вправления вывихов, смелые чеченские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга».

Лучшими врачами считались лекари из селения Майсты - самого отда­ленного горного аула Чечни (у горы Тюлой-Лам).

В очерке о социально-экономическом состоянии нагорной Чечни, опуб­ликованном в сборнике «О тех, кого называли абреками» (Грозный, изд-во Чечнаробраза, 1927, с. 89-90) сказано: «И вот там, где козы падают с кручи, люди косят и сеют хлеб! Впрочем, почти у каждого пожилого майстинца либо сломана нога, либо проломлена голова. Здесь, к моему изумлению, я нашел даже хирургов со своеобразными хирургическими инструментами: крючки - раздвигать кожу на пробитой голове, щипчики - вытаскивать ос­колки из мозга и скребок - скрести кости...»

По рассказу того же чеченского писателя Х.Д.Ошаева искусством тре­панации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачаш-вили (майстинец, переселившийся в Грузию). Ошаев рассказал мне детали

-329-


_______ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ______

проводимых ими трепанаций, свидетелем которых был он сам. Он же рас­сказывал, как в 1930 году в ущелье Малхесты в средневековом некрополе «Цайпхеда», состоящем из надземных склепов, носящих название «Маьялхи - каш» - солнечный могильник, обнаружил на черепах явные следы трепана­ции. Это говорит о том, что искусство трепанации чеченским лекарям было известно не менее 300 лет назад. Археолог В.И.Маркович относит этот не­крополь к позднему средневековью (см. сборник «Древности Чечено-Ингу­шетии»).

В военно-медицинском журнале «Смесь» N 2 за 1855 год говорится, что горские врачи при лечении ран преследовали следующие основные цели: остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предот­вратить воспаление в ней и в переферии ее, способствовать хорошей грану­ляции и «доброкачественному нагноению» в ране и заживлению ея», т.е. оправданные с точки зрения и научной медицины задачи.

Здесь же приводится перечень основных фармакологических средств, неизменно употреблявшихся лекарями в своей практике. Это квасцы, сурь­ма, белый мышьяк (мышьяковистая кислота) и жёлтый мышьяк (трехсернис­ты и мышьяк), повареннал соль в смеси с коровьим маслом, обыкновенная душица, дикая рябина, дикая мята, различные мази и порошки, комбиниро­ванные из вышеуказанных и других средств'.

На заседании императорского Кавказского медицинского общества 1 февраля 1873 года (протокол № 20) Н.П.Ситевский демонстрировал ряд лекарственных веществ, употребляемых «туземными» знахарями на Кавказе, среди которых плоды, семена, коренья, разные глины, травы, применяемые при поносах, рези в желудке, переломах, опухолях воспалительного харак­тера, различных кожных высыпаниях и т.д. Здесь же сказано, что Н.П.Си­тевский просил разрешения этого общества, отправляясь на Венскую все­мирную выставку в качестве представителя Кавказского отдела, о помеще­нии на выставке «... сортимента лекарственных веществ наичаще употребля­емых «туземными знахарями на Кавказе».

Эти предложения Н.П.Ситевского были «приняты обществом с благо­дарностью».

Понятно, что народ и народные лекари использовали и природные богат­ства своего края для восстановления здоровья. В частности, имеются сведе­ния об использовании издревле целебных источников, которых в Чечне много. Это Горячеводские, Чанты-Аргунские, Серноводсткие, Брагунские, Ача-лукские, Исти-Суйские и другие источники, слава о которых давно пере­шагнула Чечню и куда приезжают на лечение со всех стран СНГ.

Кроме того, среди горцев, по обычаю, поддерживается и ряд общес­твенно-полезных санитарных правил: запрещается купать лошадей и устра­ивать водопой для скота, стирать шерсть и белье в реке выше населенного пункта, в роднике, употреблять в пищу мясо неприрезанного животного, касаться собак, кормить их с рук и т.д.




ч. 1 ... ч. 14 ч. 15 ч. 16 ч. 17 ч. 18 ч. 19