Составление и общая редакция действительного члена Академии естественных

ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 18 ч. 19


' Глава с некоторыми сокращениями взята из работы М.Мамакаева «Чеченский танп в период его разложения». Грозный, 1973, ее. 15-28.

* Русская транскрипция здесь и далее наша. - Ред.

-190-


IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

АККИНЦЫ (АУХОВЦЫ)

I Аккинцы (самоназвание «аьккхий» или «арара-аьккхий», позднее поя­вилось «овхой» («авхой») от этнического имени «ауховцы») - крупная ветвь вайнахского этноса, сложившаяся в процессе долгого исторического разви­тия- Аккинцы расселены ныне на территории северо-западной части Дагес­тана (преимущественно Хасавюртовский, Бабаюртовский, Новолакский и Каз-бековский 'районы), а также рассредоточенно на территории Чеченской и Ингушской республик. Численность на территории Дагестана составляет около 70 тыс. чел., на территории Чечни и Ингушетии отдельная перепись аккин-ского населения не велась. Говорят на аккинском диалекте, преподавание в школах ведется на литературном чеченском языке. Верующие - мусульмане-сунниты.

Предки современных аккинцев, населяющих северо-западную часть Дагестана, проживали здесь еще на рубеже эр. В силу целого ряда причин часть вайнахов обосновалась на предгорно-плоскостных землях Северо-Вос­точного Кавказа - на территории Терского-Сулакского междуречья, назы­ваемой аккинцами «Аьккха» и «Аух». Раннее обитание в предгорьях и на равнинных землях, долгая, относительно изолированная от всего вайнахско­го этноса жизнь, особенности географического расселения и др. факторы обусловили определенное своеобразие исторического развития аккинцев. В результате этого в языке аккинцев «сохранились более древние формы вай-нахских языков, которые могут пролить свет-на историю развития» как вай-нахских, так и других кавказских языков. Анализ этнического состава ак-кинского общества позволяет высказать предположение об «отрыве» их от остальных групп вайнахов задолго до внутриэтнического разделения всего вайнахского этноса на собственно чеченцев, ингушей, орстхойцев, аккин-цев, бацбийцев и др. Из многочисленных тайпов, составляющих ныне ак-кинское общество, по преданиям, собственно аккинскими являются тайпы Барчхой, 31огой, Жевой, Ноккхой и Пхьарчхой. У всех без исключения тайп (собственно аккинских, а также чеченских, ингушских), живущих в Акки, родным ныне является аккинский диалект чеченского языка. Представлен-ность среди аккинцев ингушских, орстхоевских, бацбийских и чеченских тай­пов также служит подтверждением общевайнахского расселения в предгор-но-плоскостной полосе Центрального и Северо-Восточного Кавказа, одна­ко на территории Терско-Сулакского междуречья преобладающая часть на­селения состояла из аккинских тайпов, в результате чего утвердилось и об-Щее название местных жителей - «аьккхи».

Территория проживания аккинцев (ауховцев) известна под названиями «Акка» («Аьккха») и «Аух». Акка делилась вплоть до 80-х годов XVIII в. на Два образования в соответствии с внутренним .подразделением аккинцев на Две части - аккинцев-г!ачалкъоевцев и аккинцев-пхьарчхоевцев:}«Г1ачалкъа-Аьккха» (в официальных русских источниках «Окох») и «Пхьарчхошка-Аь-Кхха» («Старый Окох» русских документов) или же соответственно «Аьккха»

-191-


ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

и «Ширча-Аьккха» (ширча - старый). Территория Акки охватывала в раз­личные исторические периоды предгорные и плоскостные земли Терско-Сулакского междуречья. Являясь житницей местного населения, плоскост­ная и предгорная части Акки в устах самих аккинцев получили название «Паана-Мохк», понимаемое ими как «благодатная, райская земля».

^Письменные источники свидетельствуют об аккинцах с начала нашей эры. Известный древнеримский историк Плиний Старший (I в.н.э.) в «Ес­тественной истории» называет среди северокавказских обитателей и племя «аккисы», которых современные исследователи сопоставляют с аккинцами. Рядом исследователей также высказывается предположение, что под «авхя^ тами» Геродота (V в. до н.э.) и «акибами» Клавдия П.толомея (И в. н.э.) тоже могут подразумеваться аккинцы. В последних веках до нашей эры и в первые века нашей эры многочисленные племена гаргареев, исадиков, хаме-китов и аккисов, т.е. предков вайнахов, населяли как горные, так и предгор-но-плоскостные земли Центрального и Северо-Восточного Кавказа, в час­тности, Терско-Сулакское междуречье. Подтверждением письменных сви­детельств служат данные археологических исследований поселений и мо­гильников на территории Акки: Хазар-Калинского, Новолакского, Яман-су, Балан-су и др. Все они представлены материалами 1II-I вв. до н.э. и первых веков н.э., свидетельствующими о наличии вайнахского элемента в Терско-Сулакском междуречье на рубеже эр.

I Жизнь населения Терско-Сулакского междуречья характеризуется ак­тивными хозяйственными и военно-политическими связями с соседними пле­менами, борьбой аккинцев против иноземных захватчиков. 1



\ В сер. I тыс. н.э. аккинцы устанавливают военно-политические взаимо­отношения с сасанидским Ираном, правитель которого Хосров I Ануширван (VI в.) разворачивает бурную строительную деятельность на Северном Кав­казе с целью защиты своего государства от набегов северных кочевых пле­мен. Результатом аккино-персидских взаимоотношений стало строительство трех военных крепостей на землях Акки - «Кешен», «Гилян» и «Маскат»,-названия которых сохранились до настоящего времени в наименованиях се­лений Кешне (Кешана - совр. назв. «Чапаевка», Дагестан), Гилна (Гиляны. Чечня) и Мескат!а (Мескеты, Чечня). [

Сирийский источник «Хроника Захарил Ритора», датируемый 555 г., также приводит сведения о северокавказском племени «аугар» («авгар»): этноним «аугар» является производным от слова «ауг» («авуг») с добавлени­ем суффикса множественного числа «ар», дающие словообразование «ауг -ар» («авуг-ар»), что означает «ауховские жители», «ауховцы», т.е.- восточ­ный вариант имени аккинцев.

I Со II пол. I тыс. н.э. (VII-Х вв.) аккинцы наладили тесные связи с хазарскими племенами, создавшими свое государство - Хазарский каганат. Акки длительное время входила в сферу влияния молодого государства, ак­тивно сотрудничая с ним как в хозяйственной, так и в военно-политической областях. Характер аккино-хазарских связей широко представлен материа­лами археологических раскопок на местах древних поселений и городищ на

-192-


IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

территории Акки: Хазар-Кала, Андрей-аульское городище, Герменчикская крепость, Новолакское и дрЗТак, исследования на окраине аккинского се­ления Пачалкъа (Гачалк), в местечке, называемом местными жителями «П-азар-Пала» (Хазарская крепость, поселение), выявили материал, включаю­щий остатки городища и селища, существовавших одновременно. Культур­ный слой памятника позволил археологам выделить 3 периода активного существования. Заселение холма над рекой Ярыксу произошло в I в. до н.э. - I в^.н.э. Этот период продолжался до HI-IV вв. Второй период активного функционирования памятника определяется IV-VII вв.: вокруг городища воздвигается оборонительный вал, что свидетельствует о возникновении опасности для местного населения. Второй период для городища закончился катастрофой: стена, воздвигнутая на валу, была разрушена на рубеже VII века и жизнь на городище и селище на некоторое время угасла. Третий период - VIII-IX вв.- совпадает со временем максимальной хазарской эк­спансии на Северо-Восточном Кавказе: именно в это время могло возни­кнуть у аккинцев название урочища и крепости «Пазар-Пала». Археологи­ческий материал исследованных памятников свидетельствует о беспрерыв­ности оседлых традиций аборигенного населения данного региона, о заняти­ях ими земледелием и скотоводством.

Аккино-хазарское сотрудничество наиболее зримо проявилось в пери­од арабо-хазарских войн и арабской экспансии на Северный Кавказ. Пись­менные источники свидетельствуют об участии аккинских боевых отрядов во главе со своим предводителем Агуки Шагином (Ауховский Шагин) в составе хазарских войск в боях против арабских армий, лричем характер описания действий арабов на Северном Кавказе показывает, что аккинский военачаль­ник являлся вторым лицом в хазарской армии и представлял значительную опасность для арабских полководцев.[ Военные действия происходили и на землях аккинцев: в период похода арабских войск под руководством Мерва-на (735-736 гг.) была захвачена аккинская крепость Кешне («Кеше» - «Ке-шен») и до основания разрушена крепость «Хасни-Хиснумма», под которой подразумевается ранее известная «Пазар-Пала» (Хазар-Кала). Местные предания также свидетельствуют об ожесточенном сопротивлении, оказан­ном аккинцами врагу.

В конце I - нач. II тыс. (IX-ХП вв.) в Терско-Сулакское междуречье прибывает крупный поток вайнахского населения из горной части Чечни и Ингушетии, в составе которых были представители горных аккинцев («лам-аьккхи»), а также отдельные группы др. вайнахских тайпов, которые орга­нично влились в состав местного населения. Внутреннее развитие и приток нового населения привели к этно-территориальному оформлению Акки. К Началу XIII века Акка предстает в виде двух этно-территориальных образо­ваний: Гачалка-Акка (Пачалкъа-Аьккха или просто Аьккха), расположен­ного между левым берегом р. Аксай, Качкалыковским хребтом (Пачалкъой Дукъ), реками Гумс - Сунжа - Терек; Пхарчхошка-Акка (Ширча-Аьккха), занимавшим земли от правого берега р. Аксай и Андийских гор до лев'обе-:ья Сулака, западного побережья Каспия и правобережья Терека в ни-

-193-

_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



жнем течении. Приток новых групп вайнахского населения влил новые силы в молодой организм края. Перед жителями Акки открывались прекрасные перспективы: располагаясь в зоне пересечения торгово-экономических и военно-политических связей народов громадного евро-азиатского материка, общаясь в разных формах с соседями, дальними и близкими народами и племенами, аккинцы имели весьма благоприятные условия для всесторонне­го политического, хозяйственного и культурного развития. Однако данный процесс был прерван событиями, происходившими на обширной территории в XIII-XIV вв.

I XIII-XIV вв. являются одной из ярких страниц в истории населения восточных земель вайнахов (Акки). Письменные свидетельства, дополняе­мые данными аккинского фольклора, показывают ожесточенный характер борьбы местного населения против полчищ Золотой Орды. Первые воору­женные столкновения аккинских боевых отрядов с монголо-татарскими во­йсками произошли в первой половине XIII в. Первым руководителем аккин-цев, ведших боевые действия, местная историческая хроника называет Тай-масхана (Таймасха), который впоследствии погиб в одном из сражений на реке Сирахьина (Терек).)

В XIV столетии аккинцы сражались против золотоордынцев под пред­водительством Янбека, а после его смерти - его сына Маадия (Маьда, Mal-да). Как свидетельствует аккинская хроника, между аккинскими и золотоор-дынскими войсками произошло пять крупных сражений, причем последние из них хронологически можно отнести к последней четверти XIV в. Наибо­лее ожесточенным было третье сражение, состоявшееся выше сел. Кешне, в районе горы 1амр-Куьрте (1амарка - Амарка), в ходе которого на помощь аккинцам пришли и кази-кумухские (лакские) боевые отряды. В результате золотоордынские отряды, понеся ощутимые (в хронике названа цифра в 3000 чел.) потери, покинули поле боя. В сражении лод Амарка погиб аккинский предводитель Янбек и руководство перешло к его сыну Маадию. Пятое, последнее, сражение между аккинцами (и вновь пришедшими на помощь лакцами) и золотоордынцами произошло в районе горы Гебак-Пала (близ совр. сел. Дылым, Дагестан). Интересен факт, зафиксированный местной хроникой, о прибытии накануне сражения к аккинцам посланца от «м'усуль-манского государства», всячески поддержавшего боевой настрой горцев про­тив золотоордынцев. Как показывают дальнейшие события и письменные источники, посланец от «мусульманского государства» являлся представите­лем Тимура. Потерпев поражение в последнем сражении, сообщает хрони­ка, золотоордынцы ушли и больше в Акки не появлялись.

Характерно, что в документах периода монголо-татарского нашествия аккинцы предстают не только как исповедующие ислам, но и «борцами за веру», что свидетельствует о раннем проникновении мусульманства в Акки.

Неоднозначным было отношение аккинского населения к следующему завоевателю - Тимуру, предпринявшему поход на Северный Кавказ в 1395-1396 гг. Летописцы Тимура - Шами и Иезди - записывают свидетельства об Акки и аккинцах, приводя топоним «Аухар» и этническое имя «аухары» и

-194-


IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

полностью подтверждают данные местной исторической хроники о борьбе местного населения против «неверных»-золотоордынцев; в то же время во­йска Тимура уничтожают крупное аккинское сел. Алмкхе (Алмак, Дагестан), через некоторое же время после другого сражения пленные аккинцы были отпущены, причем их старшины получили богатые подарки и ярлык, под­тверждающий власть аккинцев в Акки.

Изнурительная борьба на протяжении двух столетий нанесла огромный ущерб местному населению: почти все равнинные и часть предгорных посе­лений аккинцев была разорена, стерта с лица земли, погибло большое коли­чество людей, ухоженные веками поля превратились в пустыню, погибли или были забыты многие ремесла и виды хозяйственной деятельности. С уходом войск Тимура в Терско-Сулакском междуречье наступает период относительного спокойствия.

Весьма зыбкое, но вместе с тем относительное спокойствие, наступив­шее в Терско-Сулакском междуречье (предгорные и равнинные районы) в XV-XVI вв., благоприятствовало возвращению аккинцев из предгорной зоны Акки и Ичкерии на плоскость, восстановлению старых и созданию новых поселений, воссозданию нормальной хозяйственной жизни На Северном Кавказе в описываемое время окончательно сложились территориально-эт­нические и языковые общности. Одним из обществ, в числе первых устано­вивших (или восстановивших) дипломатические, военно-политические и хо­зяйственные связи с жителями предгорно-плоскостных районов края и рус­ским населением на Тереке, являлись представители вайнахов - аккинцы. В силу сложившегося на Северном Кавказе политического климата, а также географического расположения и уровня хозяйственной жизни, аккинцы сыграли известную роль в вайнахо-кавказских и вайнахо-русских взаимоот­ношениях. Естественно, роль аккинского общества не могла бы быть столь значительной без соответствующего уровня экономического развития.

К XV-XVII вв. этно-территориальное общество Акки получило, как нам представляется, свое полное завершение. Процесс языковой, экономи­ческой, территориальной, культурной и политической консолидации привел к возникновению и развитию своеобразного общества, помнящего об обще-вайнахском единстве в происхождении и в то же время осознающего самос­тоятельное этническое лицо.

Документальные известия об аккинцах и Акки, вновь появляющиеся со второй половины XVI в., а также анализ накопленного к настоящему време­ни исследовательского материала позволяют представить общую картину территориального расселения и этнического состава аккинцев в Терско-Су­лакском междуречье в XVI-XVIII вв.

Внутреннее разделение аккинцев на «пхарчхой» и «гачалкой» происхо­дило от раздельного проживания представителей этих обществ в между-Речье до «прихода» русских» и периода уничтожений «гачалкоевского» об-Щества, приведшего к вынужденному переселению большей части последних На земли «пхарчхоевцев» (т.е. с сер. XVIII в. до нач. XIX в.). Если в пред-г°рной зоне Акки представители аккинских тайпов и тайповых групп про-

-195-


_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

живали смешанно, то в равнинной зоне эти тайпы объединялись большей частью в относительно крупные группы, осваивавшие отдельные районы плоскости.

Одна из аккинских тайповых групп из общества «Пхарчхой», известная под названием «Шарой», вновь освоила плоскостные земли в низовьях Те­река - по линии совр. дагестанских сел. Хамаматюрт - Бабаюрт - Татаюрт -Шава вплоть до правобережья р. Терек. В течение XVIII-XIX вв. они были почти поголовно уничтожены царскими войсками, а остатки «шаройцев» ас­симилировались среди других аккинцев и кумыкских фамилий. Каждая группа аккинцев имела свои так называемые «опорные» поселения, вокруг которых непременно появлялись многочисленные кутаны (г!ота). Из опорных посе­лений общества «Шарой» в настоящее время известно о трех: первое - в районе совр. г. Кизляра - «Бухне»; второе - в районе совр. дагест. сел. Шава (название утеряно); третье - недалеко от совр. сел. Бабаюрт - «Ээраш».

На землях к востоку и северо-востоку от совр. дагестанских сел. Ку-руш - Коетек - Казьмааул - Сулевкент и до озера Акташинского проживали аккинцы из пхарчхоевской группы «Шебарлой», имевшей своим главным опорным пунктом селение «Тебарлой-Эвла» (или «Кунтий-Эвла»), распо­лагавшегося на месте совр. дагест. сел. Коетек.

Районы между двумя рукавами р. Сулак назывались аккинцами «Шина-Пайсе-юкъ» (середина двух Койсу), куда поселились представители другой аккинской группы - «Ч1онтой» («Чонтой»), имевшие своим опорным пунк­том селение под одноименным названием - «Шина-Пайсе-юкъ», позднее переименованное в «Чонтой-Эвла» (совр. «Чонт-аул»).

Равнинная часть междуречья Аксая и Сулака, близкая к предгорьям, была заселена смешанными пхарчхоевскими тайнами. Из наиболее крупных поселений, созданных аккинцами, можно назвать следующие: 1андзле (в до-кум, последующего времени (XIX в.) - «Адзарей-юрт» - недалеко от совр. сел. Бабаюрт), Ийпне (сел. Адиль-Отар), Салехь-Эвла (сел. Сивух), Яркхе (сел. Куруш), Йоккха-Бамтюрт (совр. Баматюрт), Ботаюрт,> Сал-Юрт (совр. Кандаураул), Уцийн-Хьасте (совр. Муцалаул), Накхе или Накхане (совр. Кокрек), Хасий-Эвла (совр. гор. Хасавюрт) и др.

В предгорной части от Сулака до Аксая располагались пхарчхоевские поселения; также имевшие смешанный состав: Алтмарза-Юрт (совр. Ново-Чуртах), Ширдой-Пала (севернее совр. Эндирей-аула), Буьрсана (южнее Эндирей-аула), Пазар-Пала (впоследствии - Пачалкъа - совр. Ново- Кули), Боний-Эвла (совр. Новолакское), Кешнё или Кешана (совр. Чапаевка), Мор-хан-Берде (вост. сел. Кешне), Ширча-Юрт (совр. Калинин-аул), Пхьарчхошка (совр. Ленин-аул), Мажг1ар или М1ажр (выше Кешне и Ширча-юрта).

Территория проживания общества «Пхарчхой» («Пхьарчхой), ограни­чиваемая нижним течением Терека, западным побережьем Каспийского моря-а также северными предгорьями Дагестана и правобережьем Аксая, называ­лась «Пхарчхошка-Акка» («Акка общества Пхарчхой»), а позднее -

-196-

IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

ча-Аьккха» («Старая Акка). Равнинные земли, освоенные отдельными ак-кинскимипхарчхоевцами, носили соответствующие названия: «Шарой-Мохк» («Земля /общества/ Шарой»), «Шебарлой-Мохк» и «Ч1онтой-Мохк».

Сложнее обстоит вопрос с локализацией аккинских поселений на зем­лях другого крупного общества (в связи с названными выше причинами) Акки - «Пачалкъа-Аьккха» (Акка /общества/ Гачалк), определяемого тер­риторией между правобережьем Терека, левым берегом Аксая, Качкалы-ковским хребтом и левобережьем рек Мичик, Гумс и Сунжа,

В среднем и нижнем течении р. Аксай и до правого берега Терека проживали аккинцы-гачалкоевцы из тайповой группы «Кхархой», называе­мые «Къоцой» или «Къоцой-некъе»'(Коцоевцы или ветвь Коцоевцев из Кхар-хойцев). Главное поселение их, называемое «Къоцой-Эвла», располагалось между совр. сел. Хамаматюрт и Адиль-Я нги-юрт.

Терско-Сулакское междуречье было довольно густо заселено предста­вителями аккинского населения, выдвинувшимися в число передовых севе­рокавказских обществ, что предусматривало и относительно развитый уро­вень экономических и социальных отношений в Акки XV-XVII вв.

Активная хозяйственная деятельность аккинцев на Северо-Восточном Кавказе подкреплялась не менее интенсивными политическими мероприяти­ями. Ко времени выхода России к Тереку (сер. XVI в.), согласно докумен­тальным данным и исследованиям специалистов, Акки представлял собой сильное политическое образование на Северном Кавказе, с которым вынуж­дены были считаться не только правители и общества Кавказа, но и предста­вители крупных держав, устремивших свои взоры на Кавказ - Иран, Россия, Турция и Крымское ханство. Многие свои политические и иные мероприя­тия они вынуждены были проводить с оглядкой на позицию и действия жи- " телей Акки и его лидеров. С самого начала Россия усиленно пыталась найти союзников в среде северокавказских владетелей. Во второй половине XVI-начале XVII в. особое место во взаимоотношениях России и Северного Кав­каза царское правительство отводило вайнахам. Наибольшую активность, в вайнахо-русских отношениях того периода проявили, как известно, аккин-Цы, называемые в русских источниках «ококами», «окухами», «окочанами» и т.п.

Документы XVI-XVII вв. свидетельствуют о хозяйственной, полити­ческой жизни аккинцев, об их предводителях - Ушароме (Ушарма), Шихе, Батае, Маадие и др., а также о ведущей роли аккинцев в Терско-Сулакском Междуречье. Русские и иностранные источники фиксируют в крае оба ак-Кинских общества: «Окох» (Акка или Гачалка-Акка) и «Старый Окох» (Шир-Ча-Акка или Пхарчхошка-Акка).

Ушаром заложил основы дальнейших действий и политического веса в отношениях с народами Кавказа и России. Лидеры Акки вместе со Своими соплеменниками развивают бурную военно-политическую и дипло-^атическую деятельность: войдя в союзнические отношения с Россией (в '588 г. документально и юридически оформленные) и опираясь на развет-в-"енные и длительные контакты со многими кавказскими горскими общес-

-197-

_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



твами, русским населением на Тереке, они развивают хозяйственные, воен­но-политические и дипломатические отношения с народами Кавказа, терс­кой администрацией и др. Важным моментом, заставлявшим Россию делать ставку на аккинских главарей, было желание правительства иметь противо­вес и барьер перед своими противниками на Кавказе. Безусловно, политика России на Кавказе мало чем отличалась от политики, типичной для феодаль­ных государств того времени: Россия, как и Иран и Турция, ставила целью установление на Кавказе своей гегемонии. Сосредоточие политических ин­тересов великих держав на Кавказе втягивает Акки и аккинцев, наряду с другими народами, в орбиту международных отношений и в то же время оказывает обратное воздействие на обстановку в крае и внутриполитическое состояние северокавказских обществ, т.к. военные силы этих держав слу­жили притягательной силой для горских владельцев, пытавшихся с их по­мощью разрешить свои взаимоотношения. Различие политической ориента­ции местных обществ и владельцев обусловило и борьбу между ними, в ре­зультате которой аккинцы в конце XVI в. потеряли наиболее авторитетного своего предводителя - Шиха Окоцкого (Ушаромова). Это трагическое для аккинцев событие совпало во времени с ослаблением роли России на Кавка­зе и началом внутрисоциальных «шатаний» в аккинском обществе. В резуль­тате острой внутренней борьбы к сер. XVII в. аккинцы освобождаются от власти собственных владельцев и управление переходит в руки избранных старшин.

Документальные материалы показывают изменение отношения России в лице терской администрации к аккинцам и Акки после убийства Шиха Ушаромова и особенно после бегства из Терского города Батая Шихмурзи-на. Россия предпринимает несколько походов против своих «противников» в Акки, в результате которых многие аккинские поселения в предгорных районах между pp. Сулак и Акташ неоднократно были сожжены. Большая часть населения Акки выступает против России: внутри общества происхо­дит борьба, которая к сер. XVII в. приводит к накоплению части аккинцев в Терках, бегству некоторых аккинских владельцев в русские крепости и зем­ли.

В этот же период начинается борьба между жителями Акки и кумык­скими князьями во главе Султан-Мутом, пытавшими перейти на левый берег Сулака и обосноваться на аккинской территории, в первую очередь оттес­нить аккинцев предгорий Ширча-Акка из земель между Сулаком и Акта-шем. В середине XVII в. эта борьба привела к-убийству главаря Ширча-Акка Маадия, а затем и убийству кумыкских князей/(«Элий бавийна лам» - «Гора, где убиты князья»). В ходе русско-иранского конфликта 1651-1653 годов дагестанские владельцы попытались закрепиться на территории Акки на р-Аксай, однако были оттуда изгнаны: это была первая попытка дагестанских феодалов закрепиться в равнинной зоне Акки.

Во второй пол. XVII в. аккинское общество представляет собой т.н. «вольное общество», управляемое избранными старшинами. Идет процесс образования некоторых поселений совместного проживания аккинцев и пе-

-198-

IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

реселяющихся из-за Сулака кумыкских жителей (Аксай, Костек, Эндери). Документальные материалы второй пол. XVII - начала XVIII в. дают мало сведений о политическом состоянии в Акки, однако в них, вопреки общеп-, ринятому мнению, вообще не содержится данных о каком-либо «подчине­нии» Акки т.н. «Эндиреевскому», «Костековскому» и «Аксаевскому» владе­ниям, вести речь о которых на фоне современных исследований вряд ли представляется правомерным..Историческая хроника аккинцев свидетель­ствует о самостоятельности общественно-политической жизни в Акки - это же подтверждается и русскими документами последующего столетия.

Аккинское же население Терского города (а, впоследствии, Святого Креста, Кизляра, Астрахани) на протяжении XVII-XVIII вв. продолжало пребывать в русских городах, участвуя как в торговых и административных так и в дипломатических и военно-политических мероприятиях Русского государства.

С начала XVIII в. в политической жизни народов Северного Кавказа намечается новая расстановка сил и влияния крупных держав. Противосто­яние России, Турции и Ирана все больше втягивает местные народы в орби­ту международной политики. Постепенный переход во взаимоотношениях России с вайнахскими (аккинскими) обществами от политики сотрудничества к политике подавления и подчинения местного населения своим и соседним феодалам проявляется в отношении Акки и аккинцев с начала XVIII в. Ха­рактерен в этом отношении и союз России с калмыцким ханом Аюкой в 1708 г., направленный против вайнахов, отстаивавших свои земли и независи-•мость. Именно с этим периодом, продолжавшимся до конца 80-х гг. XVIII в. связывают исследователи ожесточение борьбы равнинного населения Акки против царских войск и давления дагестанских феодалов. В 1718-1722 гг. на земли вайнахских обществ, в первую очередь аккинцев, были совершены карательные походы ца'рских войск, приведшие к отходу части аккинцев-гачалкоевцев от правого берега Терека и скоплению их ближе к р. Аксай и Качкалыковскому хребту, а также положили начало вытеснению и уничто­жению представителей аккинцев-пхарчхоевцев из равнинной зоны. Главной же причиной, приведшей к карательным экспедициям и последующему ра­зорению местного населения, являлось стремление царизма укрепить свое влияние в крае военной силой, в том числе и путем дальнейшего подчинения местных обществ более «надежным» дагестанским феодалам.

Персидский поход Петра I и закладка крепости Святой Крест на Сула-ке немало способствовали уменьшению территории и влияния Акки. С раз­рушением сел. Эндери (июль 1722 г.) большая часть кумыкского населения бежала в аккинские селения Шебарлой-Эвла, Моха-Берде и др., куда вско­ре, при прямом содействии царской администрации на Тереке и Сулаке ста­ли переселяться и кумыкские владельцы, притязавшие на власть над, якобы, бежавшими от них кумыкскими жителями. Войдя в доверие царского прави­тельства, они затем пытались объявить свои права на все местное население. Именно при помощи поддержки царизмом (преимущественно оружием и «военными караулами»), что красноречиво подтверждается русскими доку-



-199-



_____ЧЕЧЕНЦЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ментами, феодальные круги Дагестана пытались подчинить своей влас-ц, местное население: за спиной аккинцев шла распродажа земель и поселений дагестанским владельцам и русским офицерам; именно с XVIII в. в офици­альных документах дагестанские феодалы, при молчаливом согласии царс­кой администрации, начинают широко употреблять названия местностей и поселений собственного «изобретения», приводят всяческого рода «леген­ды», пытаясь всячески обосновать тезис о своем господстве в Терско-Су-лакском междуречье, что явно не соответсвовало действительности.

С ЗО-х гг. XVIII в. для аккинцев начался долгий период борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев за сохране­ние своих земель и независимости, за которые, если бы они не были посто­янным местом жительства, они не боролись бы с такой могучей державой, каковой являлась Россия, на протяжении XVIII и XIX вв.

В понимании исторического прошлого аккинцев, уяснении их совре­менного состояния и осознания этно-политического и территориального положения своего субэтноса важно выяснение проблемы территориальных границ Акки в XVIII-XX вв. Традиционная версия расселения аккинцев в предгорных районах между pp. Аксай и Акташ, заложенная царскими иссле­дователями и офицерами в Х1Х-нач. XX в., совершенно игнорирует сведе­ния русских же авторов XVIII-начала Х1Хв. Так, И.Г. Гербер, с 1722 по 1728 годы составивший карту Кавказа, писал о чеченцах, «живущих подле Андрея к реке Терек», т.е . от сел. Эндери до правобережья Терека. Через полстолетия (1785 г.) М.Д.Чулков отметил: «Жилища чеченцев простира­лись прежде всего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря»; еще через четверть века Равинский высказал замечание об острове Чечень, ' который «лежит против обиталища Чеченцев, по близости Аграханского за­лива». Данные свидетельства служат ярким подтверждением представляе­мой картины исторических границ Акки и сокращения территории прожива­ния аккинцев под натиском царской России и дагестанских владельцев к концу XVIII-XIX вв.

Вторая половина XVIII столетия была определяющей в дальнейшей ис­торической судьбе аккинцев. Борьба аккинцев за сохранение независимости и земель в равнинных районах Терско-Сулакского междуречья обостряется, отдельные конфликты, возникавшие между местными обществами и дагес­танскими феодалами стали перерастать в вооруженную массовую борьбу. В аккинских землях создаются боевые дружины во главе со своими предводи-телями. Боевые дружины обществ Шебарлой и Ч1онтой долгое время воз­главлялись жителем сел. Пеза-юрт Абду-Разаком (1абдраьзкъа), а боевые действия велись в междуречье pp. Сулак и Акташ. Руководителем отрядов, сформированных представителями обществ Къоцой и Почкъар, стал Абу Тагир (Абу-Т1ах1ир): они действовали в бассейне р. Аксай и в равнинны" районах севернее и северо-восточнее Качкалыковского хребта. Абду- Раза* и Абу-Тагир являлись светскими лидерами аккинцев, в роли же религиоЗ' ных предводителей выступали известный Шейх-Мансур (Ушурма) и не мс*

-200-


IV. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ




нес почитаемый аккинцами Балий-шейх, придерживавшиеся различной по­литической ориентации в вопросах политических событий на Северном Кав­казе, в частности, в вайнахских землях. Спор двух религиозных лидеров закончился смертью Балий-шейха, последовавшей в начале 80-х годов, и поддержкой взглядов Шейха-Мансура на восстановление единого мусуль­манского государства «времен Абу-Муслима» на Северном Кавказе.

Длительная борьба аккинских обществ против царской военной маши­ны и северокавказских владельцев, а также ожесточенное сопротивление действиям царской администрации в Терско-Сулакском междуречье в тече­ние XVIII в. истощали материальные и физические силы аккинцев.'Однак( борьба, не прекратилась и именно аккинцы одними из первых поддержали i активно включились в движение северокавказского масштаба под руковод ством Шейха-Мансура (1785-1791 гг.). Сопротивление аккинцев продолжа лось вплоть до конца XVIII в. и закончилась почти полным уничтожением одного из крупных подразделений Акки - Гачалка-Акка, массовым истреб­лением населения, переходом оставшейся части гачалкоевцев на правый бе­рег Аксая, а также вытеснением аккинцев с земель в нижнем течении Терека и Сулака и междуречья Сулака и Акташа. Венцом же трагедии аккинцев в XVIII в. явилось насаждение колониальной царской администрации в плос­костных районах Акки.'

XIX в. оказался не менее «богатым» на трагические события для аккин­цев. Борьба местного населения не только прекратилась, но и продолжала нарастать. В течение первых десятилетий XIX столетия царизм, продолжав-щий свою колониальную политику, снаряжал все новые и новые военные экспедиции против северокавказских народов. Одной из первых жертв та­кой колониальной политики стало сел. Къоцойн-Эвла - опорное поселение аккинцев-гачалкоевцев из общества «Къоцой». И отнюдь не случайно, что во главе нового поколения аккинцев, поднявшихся на борьбу против цариз­ма, выходец из данного селения по имени Гойтемир (Пойтемар). Гойтемир Коцоевский (Къоцойн Пойтемар) вел боевые действия на плоскости и в предгорьях, длительное время предпринимая самостоятельные вылазки против Царских гарнизонов и отдельных отрядов и небузуспешно. Карательные по­ходы царских войск, особенно участившиеся и ставшие наиболее жестокими по последствиям при Ермолове, способствовали увеличению количества учас­тников антицарского движения на Кавказской линии, в том числе и в Акки. Вначале разрозненные, затем все более объединенные действия местных обществ и народов вылились в новую Кавказскую войну. Естественно, ак-Кинцы и до начала широкого народно-освободительного движения горцев Неверного Кавказа, ведшие борьбу против царизма, активно и органически в боевые силы более высокого уровня сопротивления. Они прини-


ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 18 ч. 19