«Подготовка пациента к различным инструментальным методам исследования»

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Пособие для внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
II курса лечебного факультета
Дисциплина: «Сестринское дело»





тема: «Подготовка пациента к различным инструментальным методам исследования»





2013 г









Содержание

Пояснительная записка 4

Обоснование темы Цели 5-6

Медицинская радиология, Методы и средства лучевой диагностики 7-8

История открытия рентгеновских лучей 9 - 10

Излучения, используемые в медицинской радиологии 11

Компьютерное отделение лучевой диагностики. 12

Рентгенологическое исследование 13

Компьютерная томография. 14-15

Магнитно-резонансный метод исследования 16

Алгоритмы подготовки пациентов к рентгенологическим исследованиям 17

Пероральная холецистография 18

Холеграфия 19

Очищение пищеварительного тракта перед диагностическим исследованием 20

Ирригоскопия 21

Внутривенная пиелография 22

Требования по обеспечению безопасности 23

Задание на самоподготовку №1 24

Эндоскопическое исследование История создания стекловолоконной оптики 25

Устройство гибкого эндоскопа 26- 27

Участие медсестры в эндоскопических методах исследований 28

Бронхоскопия - Алгоритмы подготовки пациента к эндоскопическим

методам исследования 29- 30

Фиброгастродуоденоскопия 31- 33

Забор тканей на цитологическое исследование 34

Колоноскопия. 35- 38

Ректороманоскопия. 39

Цистоскопия 40

Инструкция по обработке эндоскопической аппаратуры 41- 42

Ультрозвуковой метод исследования 43- 44

Заключение 45

Задание на самоподготовку №2 46

Самоподгатовка студентов для развития практических умений 47- 55

Тестовые задания 56- 60

Сестринский процесс, ситуационные задачи 61- 72

Словарь терминов 73

Список литературы 74

Приложение № 1 75

Приложение № 2 76

Пояснительная записка.

Предпосылкой разработки пособия послужила многолетняя работа со студентами по дисциплине «сестринское дело».

Наблюдая за практической деятельностью студентов, приходилось сталкиваться с тем, что многие аспекты тем по дисциплине, студенты просто не могут представить и понять их по существу.

В учебниках так же не освещены многие вопросы или имеется скудная информация по изучаемой теме. Преподаватель теряет много времени на практических занятиях, чтобы ввести студентов в курс определенной темы. Излагая студентам тему «Подготовка пациентов к инструментальным методам исследования», приходится сталкиваться с непониманием и трудностью восприятия студентами современной диагностической лучевой и эндоскопической аппаратурой.

Разрозненность материала в литературе привела к мысли обобщить и собрать материалы в одну работу. В ней освещены вопросы истории возникновения некоторых исследований, представления по конкретному виду исследований и роль медицинской сестры в проведении и подготовке диагностических исследований, используемых в здравоохранении РФ.

Таким образом, задачей данной разработки является помощь студентам в самостоятельном изучении данной темы.

Обоснование темы

Диагностические исследования - это современное направление медицины, которое играет немаловажную роль в профилактике заболеваний, их лечении.

В лечебных учреждениях и органах здравоохранения работает много специалистов- профессионалов с качественным образованием, всегда готовых помочь пациентам.

То как специалисты используют свои знания и опыт, как взаимодействуют, друг c другом оказывает существенное влияние на самочувствие пациента и его возможности восстановить и сохранить здоровье.

Тема пособия предусматривает следующие цели:


  • Ознакомиться с основными видами инструментальных исследований с целью уметь свободно обсуждать с пациентом различные виды рентгенологических и эндоскопических методов исследований.

  • После изучения данной темы вы сможете:

- свободно давать информацию пациенту о различных видах инструментальных методов исследований;

- вести беседу о подготовке пациента к исследованию и правила подготовки к нему;

- уметь объяснить пациенту сущность исследования;

- подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной системы;

- подготовить пациента к ультразвуковым методам исследования.


  • Ознакомиться с должностными обязанностями медицинской сестры при диагностических исследованиях.

  • Будете знать возможные проблемы пациента, например, чувство тревоги, страха перед исследованием, и решить их.

Если вы будете знать различные виды рентгенологических и эндоскопических методов исследования вы сможете правильно подготовить пациента к любому инструментальному исследованию:

-подготовить и успокоить пациента перед исследованием

-выполнить манипуляции по очистке желудка, кишечного тракта от содержимого и газов

-сделать внутривенную инъекцию для введения контрастного вещества

-выполнить дачу лекарственного вещества пациенту

-реагировать на проблемы пациента связанные с подготовкой к инструментальному исследованию

-выбрать назначение на инструментальные исследования из листа назначений

-объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему

-подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной системы

-подготовить пациента к ультразвуковым методам исследования

Вы формируете: организованность, внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе и.т.д.
Уважаемые студенты, эта работа предназначена для самостоятельного изучения темы, поэтому внимательно изучите теоретический материал и ответьте на вопросы в заданиях по самоподготовке №1, 2. Обратите внимание на контролирующие задания для выработки практических умений.

Открытие рентгеновских лучей

было первым великим прорывом в

область, куда ни один человеческий

ум не дерзал проникнуть.

Артур Кларк



Медицинская радиология

Медицинская радиология – область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучений в медицинских целях.

Рентгеновское излучение обладает рядом свойств, отличающих его от видимого света.

Оно проникает через тела и предметы, не пропускающие свет.

Оно вызывает свечение ряда химических соединений (на этом основана методика рентгеновского просвечивания). Оно позволяет получать рентгеновские снимки, так как разлагает галоидные соединения серебра в фотоэмульсиях.

Рентгеновское излучение способно вызывать распад нейтральных атомов на положительно и отрицательно заряженные частицы (ионизационное действие).

Поэтому оно не безразлично для живых организмов, так как вызывает определенные биологические изменения.

Техника безопасности и охрана труда при работе с ионизирующими излучениями регламентированы Сан Пи Н МЗ РФ. В них определены требования по обеспечению радиационной безопасности медицинского персонала, больных и населения.

Методы и средства лучевой диагностики





Рентгенологический метод

И
стория открытия рентгеновских лучей.



Излучения, используемые в медицинской радиологии.

Все излучения, используемые в медицинской радиологии, разделяют на две большие группы:

Не ионизирующие и ионизирующие.

К числу не ионизирующих излучений принадлежит тепловое излучение и резонансное, возникающие в объекте, помещенном в стабильное магнитное поле, под действием высокочастотных электромагнитных импульсов. Кроме того, к не ионизирующим излучениям условно относят ультразвуковые волны, представляющие собой упругие колебания среды.

Общим свойством является их способность ионизировать атомы окружающей среды, в том числе атомы, входящие в состав клеток человека. Различают естественные и искусственные источники ионизирующих излучений.

Первым естественным является космическое излучение, приходящие из Вселенной на землю.

Искусственными источниками излучений являются различные технические устройства, созданные человеком.

Все излучения – как неионизирующие, так и ионизирующие - способны вызывать изменение в живых организмах, т.е. характеризуется биологическим действием. Оно является результатом поглощения энергии излучения элементами биологических структур.

Любое медицинское применение ионизирующих излучений требует соблюдение правил радиационной безопасности и противолучевой защите пациентов и персонала лучевых отделений. Техника безопасности и охрана труда при работе с ионизирующим излучением регламентированы официальными инструкциями, изданными министерством здравоохранения РФ.

Компьютерное отделение лучевой диагностики.

Рентгенологическое исследование



Компьютерная томография.



К
омпьютерная томография.

Магнитно-резонансный метод

исследования.

Алгоритмы подготовки пациентов к рентгенологическим исследованиям.



Задание:

  1. Прочтите и запишите в манипуляционную тетрадь данные алгоритмы

  2. Ответьте на вопросы по самоподготовке №1 и заполните перечисленные задания по выработке практических умений.

Сестринский процесс - это современная технология организации оказания качественной сестринской помощи, требующая квалифицированную сестринскую деятельность.

Рентгенологическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки



Цель: диагностика заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки.

Противопоказания: язвенные кровотечения.

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить пациенту (членам семьи) ход и необходимость предстоящего исследования.

  2. Объяснить, что подготовки к исследованию не требуется.

  3. Предупредить пациента, чтобы он явился в рентгенологический кабинет утром, в назначенное врачом время.

Выполнение процедуры:

  1. В рентгенологическом кабинете пациент принимает внутрь взвесь сульфата бария в количестве 150-200 мл.

  2. Врач делает снимки.

Окончание процедуры:

Напомнить пациенту, чтобы он доставил снимки лечащему врачу.

Пероральная холецистография.

(рентгенологическое исследование жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей)



Цель: диагностика заболеваний желчного пузыря.

Противопоказания: холецистография не проводится при тяжелых поражениях печени, острых воспалительных заболеваниях печени с повышенной температурой тела.

Подготовка к процедуре:

  1. Провести беседу о необходимости исследования обучить подготовке к нему,

  2. Освободить кишечник от содержимого естественным путем перед исследованием.

  3. Дать таблетки контрастного вещества за 14-17 часов до исследования дробными порциями в течении 1го часа, через каждые 10 минут.

  4. Натощак, утром прейти в рентген-кабинет.

Выполнение процедуры:

  1. В рентген-кабинете делаются обзорные снимки, после чего пациент принимает желчегонный завтрак (2 яичных желтка, сорбит 20 г)

  2. Серию снимков делают через 20, 30, 45 минут после желчегонного завтрака, а затем через 20 минут в течение 2 часов.

Окончание процедуры:

Напомнить пациенту, чтобы он доставил снимки лечащему врачу.



Холеграфия.

(рентгенологическое исследование жёлчного пузыря и жёлчевыводящих путей).

После внутривенного введения контрастного средства (билигноста, эндографина, биллиграфина)

Цель: диагностика заболеваний желчного пузыря.

Противопоказания: тяжелые поражения печени, острые воспалительные заболевания печени с повышенной температурой тела.

Подготовка к процедуре:


  1. Провести беседу о необходимости исследования, обучить подготовке к нему.

  2. За 1-2 дня до исследования провести пробу на чувствительность к рентгеноконтрастному средству. При отрицательной пробе – продолжить подготовку.

  3. Накануне вечером поставить очистительную клизму.

Выполнение процедуры:

  1. Утром натощак в рентген-кабинете внутривенно ввести контрастного вещества в нужной концентрации и подогретого до 37 ос, медленно в течении 5-7 минут, пациент находится в горизонтальном положении.

  2. Делается серия снимков спустя 15 мин.

Окончание процедуры:

Напомнить пациенту, чтобы он доставил снимки лечащему врачу.

Очищение пищеварительного тракта перед диагностическим исследованием.
Цель: максимально освободить пищеварительную систему от содержимого и газов.

Показания: подготовка пациента к обследованию: ректороманоскопия,ирригоскопия, колоноскопия, пиелография.

Противопоказания:


  1. Кишечное кровотечение

  2. Трещины заднего прохода

  3. Непереносимость йодистых препаратов

Оснащение:

  1. Система для проведения очистительной клизмы

  2. Газоотводная трубка

  3. Активированный уголь

  4. Настой ромашки

  5. Слабительное средство

  6. Полотенце.


Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды

  1. Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

  2. Назначить диету №4 за 3 дня до исследования: исключить бобовые, ржаной хлеб, капуста, молоко.

  3. Назначить активированный уголь по 1-2т – 3 раза в сутки в течении 3-х дней.

  4. Если газообразование, то дать выпить настой ромашки 2 раза в день, после ужина поставить газоотводную трубку на 1 час накануне исследования.

  5. Можно дать накануне после обеда выпить 25-50 мл касторового масла, для лучшей очистки кишечника.

  6. Вечером накануне исследования лёгкий ужин в 18 часов.

  7. Поставить очистительные клизмы в 20 и 21 час.

  8. Утром за 1-2 часа до исследования поставить очистительную клизму.

  9. Не есть, не пить, не курить, не принимать лекарств (натощак), придти на исследование.

10. Если используется йодосодержащие контрастное вещество, то за 1-2 дня до исследования провести пробу на чувствительность к препарату.

Ирригоскопия.

(Рентгенологическое исследование толстой кишки).



Цель исследования: диагностика заболеваний толстого кишечника: определение формы, положения, состояния слизистой, тонуса и перистальтики отделов толстого кишечника.

Оснащение: см. постановку очистительной клизмы, кружка Эсмарха, 1,5 литров взвеси бария сульфата.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните пациенту (членам семьи) ход и необходимость предстоящего исследования.

  2. Объяснить ход и смысл предстоящей подготовки исследованию:

    • исключить из питания газообразующие продукты (овощи, фрукты, молочные, дрожжевые продукты, черный хлеб фруктовые соки) за 2-3 дня до исследования.

    • дать пациенту 30-60 мл касторового масла в 12-13 часов дня накануне исследования.

    • поставить 2 очистительные клизмы – вечером накануне исследования и утром, с интервалом в 1 час.

  3. Проводить пациента в рентгенологический кабинет к назначенному времени.

Выполнение процедуры:

  1. Ввести с помощью клизмы взвесь бария сульфата (36-37оС) до 1,5 литра , приготовленного в рентгенкабинете.

  2. Делается серия снимков.

Окончание процедуры:

Напомнить пациенту, чтобы он доставил снимки лечащему врачу.



Внутривенная (экскреторная) пиелография.

(рентгенологическое исследование почек и мочевыводящих путей).


Цель: диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей

Оснащение: шприцы одноразовые 20мл, 30% раствор тиосульфата натрия, все необходимое для очистительной клизмы, рентгеноконтрастное средство (урографин или верографин) по назначению врача.
Подготовка к процедуре:

  1. Обучить пациента и членов его семьи подготовке к исследованию.

  2. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры.

  3. Исключить из питания газообразующие продукты (овощи, , фрукты, молочные, дрожжевые продукты, черный хлеб фруктовые соки) в течении 3х дней до исследования.

  4. Принимать при метеоризме по назначению врача активированный уголь.

  5. Исключить прием пищи за 18-20 часов до исследования.

  6. Обеспечить прием слабительного средства по назначению врача накануне перед обедом, ограничить прием жидкости со второй половины дня накануне дня исследования.

  7. Поставить очистительную клизму вечером около 22 часов и утром за 1,5-2 часа до исследования.

  8. Не принимать пищу, лекарства, не курить, не делать инъекции и другие процедуры утром перед исследованием.

  9. Освободить мочевой пузырь непосредственно перед исследованием.

  10. Проводить (или транспортировать) пациента в рентгенологический кабинет в назначенное время.

. Выполнение процедуры:



  1. Обзорный снимок.

  2. Сделать ввести по назначению врача внутривенно медленно 20-40-60 мл рентгеноконтрастные средства.

  3. Сделать серию снимков.


Окончание процедуры:

Напомнить пациенту чтобы он доставил снимки лечащему врачу

Требования по обеспечению безопасности.

Всякое лучевое исследование должно проводиться оправданно, т.е. по строгим показаниям. Ведущим аргументом должна стать необходимость получения важной диагностической информации. При равной информативности надо отдать предпочтение тем методам, которые не связанны с облучением больного или сопровождается меньшим облучением.

Соблюдение правил радиологического обследования больных. Оно должно проводиться только лицами, имеющими специальную подготовку. Все работники радиологических отделений, лица, находящиеся в смежных помещениях, а также больные, подвергаются исследованию или лечению, должны быть защищены от действия ионизирующих излучений. Защитой называют совокупность устройств и мероприятий, предназначенных для снижения физической дозы излучения, воздействующей на человека, ниже предельно допустимой дозы.

В рентгенологических кабинетах обязательно использование средств индивидуальной защиты – фартуков и перчаток из просвинцованной резины. Участки тела больного, которые не должны подвергаться облучению, покрывают просвинцованной резиной. В радионуклеидных лабораториях все сотрудники также обязаны применять средства индивидуальной защиты - спецодежду, фартуки, бахилы, перчатки, а также пользоваться дистанционным инструментарием.

Задание на самоподготовку №1


№2 №

Раздел темы

Литература

Установочный инструктаж

Вопросы для самоконтроля

1 1.

111


1.

2.

Подготовка пациентов к рентгенологическим методам исследований: желудка, печени, кишечника, почек.

Задания для самостоятельной работы.



Т.П Обуховец «Основы сестринского дела» практикум «Феникс» с. 420-426.


1.Прочитать и записать в манипу-

ляционную тетрадь алгоритмы манипуляций: рентгенологические исследования печени(холецисто-


графия, холеграфия);
кишечника (ирри-госкопия); почек (пиелография), же-лудка и 12-перст-ной кишки.

2.Отметьте в тексте,

на Ваш взгляд, наиболее важные пункты.
3.Запомните подготовку пациентов к определённому виду исследования.

4. Нарисуйте схему


подготовки пациента к внутривенной пиелографии.

1.Заполните таблицу заданий № 3,4,5,9,12.


Заполните схему заданий № 1,2,6,7,11.
2.Ответьте на вопросы в заданиях № 8,10,11.



В дневнике практических занятий ответьте на

вопросы:


1. Какова цель подготовки к исследованию?

2. Какова последователь-ность подготовки к внутривенной пиелографии?

3.Чем отличается подготовка пациента к холецистографии, от подготовки к холеграфии?

4. В каких исследованиях используется контрастное вещество сульфат бария?

5. Какие вещества используются для исследования, содержащие

йод?
6.Что входит в пробный завтрак для проведения холецистографии?


7. В каких исследованиях используется контрастное вещество, содержащее йод?
8.Как называются исследования жёлчного пузыря и жёлчных протоков?
9.Как называется рентгенологическое исследование кишечника?

10.Как называется рентгенологическое исследование почек?


11. Какая реакция может быть на введение контрастного вещества, содержащего йод?

Эндоскопическое исследование.

Разработка волоконной оптики и создание на ее базе в 60-е годы

XX столетия эндоскопических приборов – фиброкопов – явилось крупнейщим достижением науки и техники.

Соврменные фиброскопы в сравнении с линзовыми прибрели гибкость, высокую разрешаюшую способность и ряд других качеств, которые сделали эндоскопическое исследование эффективным и относительно безопаным дл пациентов.

Эндоскопическое исследование испольуют в медицинской практике для исследования пациентов с нарушением функциеи:


  • желудочно-киечного тракта,

  • дыхательной системы,

  • гинекологии и беременности,

  • мочевыделительной системы.

Эндскопия применяется во всех клиниках, больницах.

Задача месестры: знать практические вопросы эндоскопического исследования, принцип подготовки пациентов к иссследованию, проведение диагностических и лечебных вмешательств, дать оценку опасности и осложнениям современных эндоскопических методик.

Особое внимание медсестры в работе с эндоскопами уделяется обработке, дезинфекции и хранении эндоскопов, инструментов и другого оборудования эндоскопческих кабинетов.

История создания стекловолоконной оптики



Устройство гибкого эндоскопа.

Э
ндоскопический метод исследования.

У
частие медицинской сестры в эндоскопическом исследования.

Бронхоскопия

Бронхоскопия- это метод, позволяющий осмотреть внутреннюю поверхность бронхов, изучить рельеф слизистой оболочки и ее складок, сосудистый рисунок, конфигурацию устьев и шпор бронхов вплоть до субсегментарных, а иногда и следующих генераций. Фибробронхоскопия является инструментальным исследованием, связанным с риском развития осложнения и в организационном плане сходны с риском развития осложнений и в организационном плане сходны с хирургическими манипуляциями. Поэтому, проведение бронхоскопии предшествуют следующие виды исследования: общие анализы крови и мочи, определение группы крови и Rh-фактора, рентгенография органов грудной клетки, ЭКГ.

В обязанности медсестры входит:



  • Помощь медсестры во время бронхоскопии, запись исследований в журнале регистрации, заполнение направлений на бактериологические, гистологические и другие виды исследований.

  • Получение, учет и хранение медикаментов.

  • Контроль за состоянием медицинским аппаратам и условиям ее хранения

  • Обработка, стерилизация, и подготовка к исследованиям.

  • Контроль за работой санитарки.

Учитывая опасность передачи инфекций, медперсонал должен соблюдать строгие правила собственной безопасности.

Алгоритмы подготовки пациентов к эндоскопическим методам исследования.

Задание:

  1. Прочтите и запишите в манипуляционную тетрадь данные алгоритмы

  2. Ответьте на вопросы по самоподготовке №2 и заполните перечисленные задания по выработке практических умений.

Бронхоскопия.

(эндоскопическое исследование бронхов)



Цель: визуальный осмотр слизистой и диагностика заболеваний бронхов крупного и среднего калибра, а так же их лечение.

Оснащение: стерильный бронхоскоп.

Подготовка к процедуре:

  1. Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры.

  2. Провести премедикацию транквилизаторами по назначению врача в течении нескольких дней до процедуры.

  3. Попросить пациента утром не принимать пищи, воды, лекарств, не курить.

  4. Опорожнить мочевой пузырь и кишечник естественным путем непосредственно перед исследованием.

  5. Провести премедикацию по назначению врача за 15 минут до начала исследования.

  6. Явиться в эндоскопический кабинет в назначенное время.

Выполнение процедуры:

  1. Усадить пациента на стул.

  2. Провести анестезию верхних дыхательных путей через нос (рот).

  3. Врач вводит бронхоскоп через нос или рот, медсестра ассистирует.

Окончание процедуры:

  1. Провести профилактику асфиксии после бронхоскопии.

  2. Провести дезинфекцию и стерилизацию бронхоскопа, инструментов, перчаток.

Фиброгастродуоденоскопия.

(эндоскопическое исследование пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки)



Цель: визуальное определение патологии этих органов, биопсия пораженной ткани и оценка эффективности лечения.

Оснащение: стерильный гастроскоп, полотенце.

Подготовка к процедуре:

  1. Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры.

  2. Попросить пациента утром не принимать пищи, воды, лекарств, не курить, не чистить зубы.

  3. Взять с собой полотенце.

  4. Предупредить, что нельзя разговаривать и глотать слюну во время исследования.

  5. Явиться в эндоскопический кабинет в назначенное время

Выполнение процедуры:

  1. Уложить пациента на стол на левый бок с согнутыми ногами, грудь укрыть полотенцем.

  2. Врач вводит гастроскоп через рот, медсестра помогает.

Окончание процедуры:

  1. Предупредить пациента, чтобы он не принимал пищу в течении 1-2 часов.

  2. Провести дезинфекцию эндоскопа, инструментов, перчаток.

Гастроскопия с торцевым положением оптики.

Гастроскопия с боковым положением оптики





Проведение дуоденоскопии.

Забор тканей на цитологическое исследование.

Колоноскопия

Разработка и внедрение в клиническую практику, методики колоноскопии имеют важное научное и практическое значение, т.к. толстая кишка является наиболее поражаемым отделом пищеварительного тракта. Колоноскопы могут быть диагностическими и операционными.

Очищение толстой кишки от фекалий, жидкости и слизи- главная задача подготовки, решение которой обеспечивает успех исследования. Для этой цели используют безшлаковую диету и механическую очистку кишки слабительными средствами и клизмами. Колоноскопию целесообразно производить не ранее чем через два часа после последней клизмы, для того чтобы исчезли или уменьшились признаки раздражения слизистой оболочки, которые могут быть приняты за воспалительные изменения.

Задачами медсестры в данном исследовании являются:


  • Введение и выведение эндоскопа.

  • Выполнение ручных пособий (пальпация живота).

  • Контроль за состоянием больных.

  • Участие в проведение диагностических и лечебных вмешательств(Подает необходимые инструменты, принимает и обрабатывает биопсийный и операционный материал).

Колоноскопия.

(эндоскопическое исследование толстой кишки)



Цель: визуальное исследование высоко расположенных участков толстого кишечника.

Оснащение: стерильный колоноскоп.

Подготовка к процедуре:

1.Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры.

2.За 3 дня до исследования рекомендуется бесшлаковая диета №4.

3.В течении 2 дней до исследования назначаются слабительные средства

4.Поставить очистительную клизму вечером накануне исследования.

5.Провести премедикацию по назначению врача за 20-30 минут до начала исследования



Выполнение процедуры:

1.Исследование проводится врачом в положении лежа на левом боку.

2.Провести анестезию области заднего прохода перед введением колоноскопа.

3.Ввести колоноскоп в прямую кишку.

4.Извлечь колоноскоп после осмотра, погрузить в дезинфицирующий раствор.

Окончание процедуры:

провести дезинфекцию колоноскопа, инструментов, перчаток.



Проведение колоноскопии.




Ректороманоскопия.

(эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки)

Цель: визуальное исследование прямой и сигмовидной кишки.

Оснащение: гибкий стерильный ректоскоп (возможно применение жесткого эндоскопа)

Подготовка к процедуре:

1.Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе и безвредности процедуры, объяснить, что исследование проводит врач.

2.Поставить очистительную клизму вечером и утром за 1,5-2 часа до исследования.

3.Опорожнить мочевой пузырь непосредственно перед исследованием.

Утром прийти в манипуляционный кабинет натощак.
Выполнение процедуры:

1.Ввести гибкий ректоскоп в прямую кишку на 25-30 см в положении пациента на спине с приподнятыми и раздвинутыми нижними конечностями.

2.Извлечь ректоскоп после осмотра.
Окончание процедуры:

провести дезинфекцию ректоскопа, инструментов, перчаток.


Цистоскопия.

(эндоскопическое исследование мочевого пузыря)



Цель: диагностическая и лечебная (удаление доброкачественных опухолей и полипов мочевого пузыря, раздробление камней).

Оснащение: стерильный цистоскоп.

Подготовка к процедуре:

  1. Обучить пациента подготовке к исследованию и провести беседу о цели, ходе процедуры.

  2. Поставить очистительную клизму утром накануне исследования.

  3. Опорожнить мочевой пузырь естественным путем непосредственно перед исследованием.

  4. Натощак, в день исследования явиться в эндоскопический кабинет.

Выполнение процедуры:

  1. Исследование проводится в положении лежа в гинекологическом кресле.

  2. Перед введением цистоскопа мужчинам анестезируют мочеиспускательный канал.

  3. Цистоскоп поливают стерильным глицерином и вводят в мочеиспускательный канал.

  4. Врач проводит цистоскопию, медсестра помогает.

Окончание процедуры:

  1. После исследования пациент должен соблюдать постельный режим несколько часов.

  2. провести дезинфекцию инструментов, перчаток, а так же последующую их стерилизацию. При использовании предметов однократного применения – только дезинфекция, затем утилизация.

Обработка гибких эндоскопов

Методические указания по отчистке, дезинфекции и стерилизации эндоскопов и инструментов к ним используемые в ЛПУ утверждены приказом Минздрава РФ от 16.06.1997г №184.

Инструкция по обработке эндоскопической аппаратуры



ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5