Міністэрства адукацыі

ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6

Формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.


Дисциплинированность и ответственность выступают важнейшими атрибутами, характеризующими облик патриота и гражданина. В вопросах организации работы по укреплению дисциплины в учреждении образования педагогические коллективы руководствуются Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Включение обучающихся в систему работы учреждения общего среднего образования по формированию дисциплинированности и ответственности необходимо осуществлять последовательно, начиная с момента поступления его в учебное заведение. В учреждениях общего среднего образования должна быть развернута интенсивная профилактическая работа против возможных нарушений дисциплины. Особое внимание следует обратить на те негативные формы поведения обучающихся, за которые предусматривается применение мер дисциплинарного взыскания (ст. 128 Кодекса).

Действенный способ укрепления дисциплины – правильно организованный учет посещаемости учебных занятий обучающимися. В новом учебном году следует обеспечить должный контроль за состоянием учебной дисциплины и посещаемостью учебных занятий. Необходимо организовать деятельность межведомственных рабочих групп по мониторингу состояния занятости несовершеннолетних во внеучебное время и в летний период и принять меры по вовлечению обучающихся в организованные формы досуга.

Классным руководителям следует уделять особое внимание проведению работы по профилактике дисциплинарных правонарушений и организации свободного времени обучающихся. В циклограмму деятельности классного руководителя должны входить ежедневная проверка посещаемости обучающимися учебных занятий, выяснение причин их отсутствия на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях. По каждому выявленному случаю отсутствия без уважительной причины классному руководителю следует располагать точной информацией о местонахождении обучающегося и незамедлительно сообщать об этих фактах администрации и родителям (ст. 128 Кодекса).

С целью профилактики дисциплинарных нарушений классному руководителю необходимо организовать изучение Кодекса обучающимися и их родителями. Эффективными формами и методами по изучению Кодекса могут быть индивидуальные и групповые консультации, диспуты, круглые столы и др.

Должное внимание в новом учебном году следует уделять вопросам соблюдения техники безопасности, предотвращения несчастных случаев и травматизма.

Необходимо продолжить работу, направленную на формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности. В этих целях рекомендуется проводить мероприятия, способствующие повышению образовательного уровня подрастающего поколения, способного не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса для безопасной жизнедеятельности, формировать стратегии безопасного и ответственного поведения.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 «О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования» управлениям образования облисполкомов, Комитету по образованию Мингорисполкома необходимо разработать и реализовать комплекс мер по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждениях образования, выполнению приказа Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2010 № 516 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования», других нормативных правовых документов в целях формирования навыков безопасного и ответственного поведения обучающихся, вовлечения их в массовые занятия физкультурой и спортом.

В новом учебном году учреждения образования и прилегающие к ним территории должны стать «зонами, свободными от курения» (ст. 126 Кодекса). С этой целью необходимо: при разработке планов идеологической и воспитательной работы включать разделы по профилактике табакокурения, воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности; при проведении мониторинга состояния идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования анализировать вопросы распространенности табакокурения среди обучающихся, а также эффективность проводимой профилактической работы.


В целях формирования здорового образа жизни обучающихся следует расширить работу по проведению мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья обучающихся: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + здоровье», круглогодичная спартакиада, дни здоровья и др.; обеспечить бесперебойную работу спортивных залов, стадионов, спортивных секций, кружков, клубов и других объединений по интересам в шестой школьный день и каникулярный период.


В новом учебном году необходимо создать условия безопасной жизнедеятельности в учреждениях образования, особенно в местах компактного проживания обучающихся, направить деятельность социально-педагогической и психологической службы на индивидуальную работу с обучающимися с целью решения проблем их безопасной жизнедеятельности в семье, по месту учебы и проживания. Следует обеспечить стопроцентную занятость несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, организованными формами досуга.

Инновационные подходы, формы и методы идеологической и воспитательной работы

Особенностью работы учреждений общего среднего образования в новом учебном году должно стать использование инновационных подходов, форм и методов идеологической и воспитательной работы.

Современные тенденции в системе образования обучающихся направлены на обеспечение социальных гарантий во всех направлениях их жизнедеятельности, особенно в развитии их мировоззрения, творческого потенциала, способностей и склонностей, сохранении и укреплении здоровья. В педагогической практике должны шире использоваться формы и методы деятельности, требующие от воспитанников обобщения личностного опыта, осознанного использования его в реальной действительности, быстрого принятия решений, нравственного выбора, адаптации в изменяющейся социокультурной ситуации. Необходимо обеспечить обучающихся возможностью выбора и участия в деятельности, разнообразной и многоплановой по содержанию, направлениям, характеру, формам и методам.

Важным аспектом деятельности учреждений общего среднего образования является организация инновационной деятельности4. Востребованность инновации зависит от постановки конкретной цели, уровня развития научно-методического потенциала и дееспособности педагогического коллектива, созидательной деятельности воспитателей и воспитанников. При организации инновационной деятельности следует помнить, что механическое перенесение нового опыта без учета специфики воспитательной системы может привести к односторонности и абсолютизации отдельных форм работы. Каждая воспитательная инновация уникальна и является проявлением творчества, педагогической рационализации и изобретательства.

Практически все учреждения общего среднего образования создали и развивают свои web-сайты. Опыт создания обучающимися мультимедийных, web-проектов, их активное участие в компьютерном блицопросе «Патриотизм – это …», флэшмобе «Я люблю Беларусь» и других мероприятиях свидетельствует о том, что подавляющее большинство обучающихся хотело бы изучать историю Родины, участвовать в социально полезной деятельности с помощью современных информационных технологий.

В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных форм и методов, среди которых – творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры); живой разговор с интересными молодыми людьми, нашедшими способ самореализации и творческого самовыражения, в форме интерактивного шоу; использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, организация экскурсий и т.п.); разработка и реализация социальных проектов; обсуждение актуальных проблем в форме телевизионного ток-шоу, дебатов, «мозгового штурма»; проведение тренингов и др. Необходимо шире использовать творческие возможности обучающихся, занимающихся в объединениях по интересам, создавать условия для демонстрации их личных достижений через организацию авторских выставок, сольных концертов, презентаций, показов, выступлений и др.

В рамках реализации мероприятий Года предприимчивости необходимо продолжить работу, направленную на формирование у обучающихся экономического сознания, инициативы, творчества, целеустремленности, самостоятельности, уверенности в своих силах и возможностях, предприимчивости и деловитости. С этой целью рекомендуется более активно внедрять в образовательный процесс современные инновационные педагогические методики, интерактивные формы (тренинги, деловые, сюжетно-ролевые игры, дискуссии и т.п.), проводить мероприятия по популяризации предпринимательства как поведенческой модели и жизненной стратегии.

Данные инновационные формы и методы работы позволяют расширить воспитательное пространство, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся, молодежных инициатив.



Заключение

В целом позитивно оценивая состояние идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, следует отметить, что она нуждается в постоянном внимании и дальнейшем совершенствовании в новом учебном году. С этой целью необходимо усилить воспитательное воздействие на обучающихся через реализацию мероприятий Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы; обеспечить качественное проведение идеологической работы; совершенствовать взаимодействие учреждений образования со всеми государственными и общественными структурами; повышать роль детских и молодежных общественных объединений в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через содействие реализации инициатив, социально значимых проектов; совершенствовать работу по профессиональной ориентации, обеспечению их безопасности; шире использовать современные научно-педагогические достижения, инновационные формы и методы в практике идеологической и воспитательной работы.




Приложение 1

к инструктивно-методическому письму

Министерства образования

Республики Беларусь

_______________№ __________________
ПЕРЕЧЕНЬ

программ факультативных занятий, пособий по воспитательной работе,

рекомендованных к использованию в

учреждениях общего среднего образования
Программы факультативных занятий и пособия рекомендованы к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь» и размещены сайте: www.adu.by, а также опубликованы в научно-методических журналах.

ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

  1. Программа факультативных занятий для IX(X) классов учреждений общего среднего образования «Культура здорового образа жизни». Авторы – Катович Н.К., Ковалева В.Н. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни как компонента базовой культуры личности.

  1. Программа факультативных занятий для 2–4 классов учреждений общего среднего образования «Правила в моей жизни». Автор – Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на создание условий для усвоения обучающимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.

  1. Программа факультативных занятий для 5 8 классов учреждений общего среднего образования «Учимся жить в мире и согласии». Автор – Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by, опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 3, 2011 г.).

Программа способствует эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.

  1. Программа факультативных занятий для 8 (9) классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерной культуры». Авторы – Коновальчик Е.А., Смотрицкая Е.Е. (опубликована в журнале «Веснік адукацыі», №1, 2009; размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование гендерной культуры обучающихся.

  1. Программа факультативных занятий для 1011 классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерных знаний». Авторы – Коновальчик Е.А., Смотрицкая Е.Е. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование гендерной культуры старшеклассников. Проведение занятий по данной программе будет способствовать осмыслению обучающимися проблем общества в свете гендерной теории, содействовать самообразованию и самопознанию, личностному росту.

  1. Программа факультативных занятий для учащихся IX(X) классов учреждений общего среднего образования «Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения». Автор – Минова М.Е. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4, 5, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование лидерской и организаторской культуры учащегося как гражданина, ответственного члена детского, молодежного общественного объединения.

  1. Программа факультативных занятий для учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования «Исследуя гуманитарное право». Авторы – Кучинский А.И., Залуцкая Е.В., Романов В.Ф. (размещена на сайте: www.adu.by.).

Программа нацелена на формирование позиции ненасилия, отзывчивости, способности к сопереживанию, умения мирно разрешать конфликты в рамках правового поля, а также готовности твердо придерживаться принципов и норм международного гуманитарного права.

  1. Программа факультативных занятий для ІІІ–VIII классов учреждений общего среднего образования «Черлидинг». Автор – Майсейчик А.Н. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 12, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by).

Программа будет способствовать формированию физической культуры обучающихся с учетом возрастных особенностей, обучению двигательным действиям танцевальной направленности, проявлению творческих способностей, развитию лидерских качеств.

  1. Программа факультативных занятий «Туризм» для 8   11 классов учреждений общего среднего образования. Автор – Митраховаич С.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 6, 2010 г.).

Основная цель факультативных занятий по туризму – совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития обучающихся. Реализация программы позволит расширить возможности изучения родного края учащимися, приобрести навыки самостоятельной деятельности.

  1. Программа факультативных занятий для 3 (4) классов учреждений общего среднего образования «Будущее – это мы». Автор – Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковае навучанне», № 10, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by.).

Программа направлена на воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость.

  1. Программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования «Мое Отечество». Авторы – Буткевич В.В., Толкачева О.В. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2011 г. ).

Программа направлена на повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников подросткового возраста. Реализация данной программы будет способствовать расширению знаний обучающихся об особенностях исторического развития Беларуси, жизни белорусского народа; формированию ценностного отношения к своей Родине; воспитанию обучающихся на лучших традициях национальной культуры; воспитанию глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусского народа.

  1. Программа факультативных занятий для VI–IХ классов учреждений общего среднего образования «Краязнаўства». Автор – Катович Н.К. (опубликована в журнале «Веснік адукацыі», № 3, 2011 г.).

В основу содержания факультативных занятий положен комплексный подход, который учитывает как разнообразные стороны познания родного края, так и различные аспекты воспитания учащихся в процессе краеведческой деятельности. Реализация программы будет способствовать повышению интереса к родному краю и углублению знаний о нем; воспитанию ценностного отношения к материальному, культурному и природному наследию народа Беларуси; формированию национального самосознания и умения жить в поликультурном мире.

ПОСОБИЯ

  1. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапам. для педагогаў агульнаадукац. устаноў і устаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г.П. Арлова. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2009.   144 с.

В пособии систематизированы педагогические традиции белорусского народа, раскрыт их богатейший воспитательный потенциал.

  1. Аксючиц, И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для психологов и педагогов общеобразоват. учреждений / И.В. Аксючиц. – Минск: Нац. ін-т образования, 2009. – 216 с.

В пособии раскрываются теоретические основы профилактики употребления психоактивных веществ, предлагаются тренинговые занятия, развивающие личностные ресурсы и здоровые поведенческие стратегии обучающихся, актуализирующие их личностные ресурсы. Профилактическая деятельность предполагает как поэтапное, так и одновременное использование тренингов на всех уровнях: от подготовки учителей до коррекционной работы с обучающимися «группы риска».

  1. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009.   120 с.

В пособии описывается методика нравственно-правового воспитания обучающихся с противоправным опытом, приводятся методики, которые можно использовать в практической деятельности.

  1. Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. рук., работников учреждений внешк. воспитания и обучения / М.Е. Минова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.

Пособие будет полезно лидерам детских и молодежных общественных организаций и объединений. Оно содержит разнообразный методический и диагностический материал по реализации задач нравственного воспитания. Автор предлагает следующие материалы: программа «Добро и мой нравственный выбор»; проблемно-двигательная игра для пионеров «Потому что всех дороже в этом мире доброта»; игры, содействующие формированию нравственных ценностей личности и коллектива в условиях деятельности детских и молодежных объединений; коллективное творческое дело по подготовке и проведению конкурсно-игровой программы для детей с особенностями психофизического развития «Разные – равные» и др.

  1. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

В пособии рассматриваются возможности социально-педагогического проектирования как эффективной формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся, представлены инструментарий для конкретной социально-педагогической деятельности, материалы реализованных социально-педагогических проектов.

  1. Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Пособие посвящено вопросам формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью с учетом гендерного компонента, знаний о факторах, оказывающих на него негативное влияние, способах его сохранения и укрепления. Адресуется классным руководителям, учителям физической культуры, руководителям объединений по интересам учреждений внешкольного воспитания и обучения, родителям.

  1. Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

В пособии представлены материалы о компонентах, составляющих здоровый образ жизни; социально-биологические основы здорового образа жизни. Рассмотрены основные факторы риска для здоровья. Даны рекомендации по вопросам организации здорового образа жизни.

  1. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

Пособие разработано в помощь организаторам идеологической и воспитательной работы. В пособии раскрывается сущность, определяются наиболее эффективные направления и формы организации патриотического воспитания обучающихся. Задача пособия – помочь руководителям, учителям овладеть общими вопросами методики проведения различных форм воспитательных мероприятий, содействующих патриотическому воспитанию обучающихся.

  1. Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.   191 с.

В пособии представлены данные современных исследований в области поликультурного образования, даются рекомендации по практической работе с ними, рассматриваются принципы, содержание и методы поликультурного воспитания. Предлагаются основные подходы к организации системы поликультурного воспитания в школе, представлены методы работы по формированию межкультурной и межконфессиональной толерантности у обучающихся.

  1. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В.Мартынова, А.Н.Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216 с.

Пособие будет способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах организации работы с семьей. Авторами раскрывается система социально-педагогической помощи семье на основе межведомственного взаимодействия, изложены современные подходы и принципы эффективного взаимодействия с семьей. В пособии представлен алгоритм работы социального педагога с различными категориями семей, описаны современные формы и методы работы, предлагаются авторские программы по повышению коммуникативной компетентности родителей.

  1. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешк. воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

В пособии даны основные сведения о педагогическом потенциале и технических особенностях детско-юношеского туризма и его основной формы – туристского похода. Приложения содержат нормативные документы, регламентирующие проведение туристских походов с обучающимися, и программы факультативных занятий «Туризм».

  1. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 176 с.

В пособии представлены материалы, описывающие особенности психического развития и поведения ребенка, воспитывающегося в условиях семейного неблагополучия, даны психолого–педагогические рекомендации по преодолению личностных и поведенческих затруднений у детей.

  1. Ковалева, В.Н. Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.Н. Ковалева; под ред. Н.К. Катович. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 168 с.

Рассматриваются особенности формирования культуры здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся. Предлагается методика организации экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета 9-й (10-й, 11-й) кл.: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая, Н.Н. Рогалевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 104 с. – (Этикет. Факультативные занятия).

Пособие адресовано педагогам учреждений общего среднего образования. В нем представлены методические материалы организации и проведения факультативных занятий по основам современного этикета. Используется комплексный подход при изложении материала, что позволяет повысить эффективность его усвоения обучающимися. Почасовые планы занятий помогут педагогу профессионально раскрыть темы. Для педагога предусмотрена возможность применять персональный опыт и творческий подход при проведении занятий.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета: пособие для учащихся 9-го (10-го, 11-го) кл. общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая.   Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 200 С.:ил.   (Этикет. Факультативные занятия).

Пособие предназначено для обучающихся старшего школьного возраста учреждений общего среднего образования. Оно позволит расширить и систематизировать знания школьников в области теории и практики этикета. Для более эффективного усвоения материалов при составлении текстов использована технология «позитивного сообщения», предусматривающая отказ от частицы «не».

  1. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.

В пособии представлен опыт работы педагогов-психологов детского социального приюта Социально-педагогического центра Центрального района г. Минска с детьми, имеющими нарушения психологического здоровья вследствие семейного неблагополучия. Раскрыты формы психолого-педагогического сопровождения семей с проблемами алкоголизации и насилия в отношении детей. Рассмотрены вопросы организации работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей. Включены материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и родителями из семей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 160 с.

В пособии представлены анализ проблем социализации воспитанников социально-педагогических учреждений, система работы по организации патронатного воспитания, определены задачи патронатной семьи. Разработаны технологии подбора и подготовки патронатных воспитателей, содержание, формы и методы организации жизнедеятельности ребенка в патронатной семье.

  1. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах: пособие для педагогов социальных, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и социально-педагогических учреждений / А.С. Никончук.   Минск: Нац. ин-т образования, 2011.  152 с.

В пособии внимание уделено роли и значению групп в жизни общества, показаны наиболее характерные аспекты их функционирования, рассмотрены группы как объект и субъект социально-педагогической работы. Приведена социально-педагогическая классификация семей, сделан особый акцент на воспитательной функции семьи, даны основы терапии семейных отношений.

  1. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи /А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 184 с.

В пособии содержится научно-методический и практический материал, отражающий деятельность учреждений общего среднего образования в шестой школьный день.
Приложение 2

к инструктивно-методическому письму

Министерства образования

Республики Беларусь

_______________№ __________________

Перечень

образовательных программ объединений по интересам, рекомендуемых педагогам дополнительного образования детей и молодежи
1. Образовательные программы музыкально-хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения / сост. О.А. Клецова. – Минск: Минсктиппроект, 2009. – 210 с.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Фалькович Е.А. Младший хор

Суханова Н.В., Каплановская С.П., Кожевец И.И. Хор

Носова Е.Х. Вокальная студия

Завгородная Г.Р. Эстрадный вокал

Варченя А.А. Вокально-инструментальный ансамбль

Селиванова И.Г. Хореографический кружок

Сороко Е.А. Театр хореографических миниатюр (подготовительная группа)

Дягель Н.Л. Ансамбль танца

Бедункевич Л.И. Клавишный синтезатор

Суханов А.Е. Духовой оркестр



2. Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / сост. О.А. Клецова. – Минск: НЦХТДМ, 2010. – 308 с.

Рекомендовано научно-методическим советом учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (электронный вариант сборника находится в учебно-методическом отделе Национального центра художественного творчества детей и молодежи).

Носова Е.Х. Программа образцовой вокальной студии «Детское время»

Конохов М.В. Комплексная образовательная программа коллектива бального танца «Дуэт»

Ленькова В.Н. Образовательная программа студии вокального пения «Росинка»

Салыго Т.В. Программа студии изобразительного искусства «Творчество»

Чадовик Л.В. Программа народной студии декоративно-прикладного творчества «Жар-птушка»

Макаревич И.В. «Образовательная программа кружка "Искусство рукоделия"»

Туровец А.Д. «Образовательная программа кружка "Керамика и рисование"»

Кучынская В.П. Аўтарская праграма па ткацтву і макрамэ ўзорнай студыі «Лянок»

Наумлюк Н.В. Образовательная программа изостудии «Вдохновение»

Сартакова Л.Е. Комплексная программа обучения театральным дисциплинам в театре студии «Параллель»

Кожанова Н.А. «Образовательная программа кукольного кружка»

Климович Л.В. Авторская программа клуба интеллектуальных игр «Белая рысь»

Новик С.В. Образовательная программа клуба общения «Современник»

3. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.



Авторы: Л. А. Банько, О. В. Каминская, С. С. Кашлев, М. А. Кабаев, М. Е. Донская, С. В. Мезит, Е. С. Неведомская, Г. А. Новицкая, Е. Ф. Пильник, С. А. Ставропольцева, Т. Н. Ступина, Ж. Н. Теханович, С. Ф. Хохлова, М. С. Шинкович, 3. Г. Шохтина
Программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн»

Программа кружка по изучению основ урбоэкологии «Природа в городе»

Программа кружка экологических знаний «Экология и жизнь»

Программа кружка комнатного цветоводства «Человек и цветы»

Программа кружка аквариумистики «Мир аквариума»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здравушка»

Программа кружка эколого-валеологической деятельности «Медуничка»

Программа кружка начальных экологических знаний «Растишки»

Программа кружка соломоплетения «Стрекоза»

Программа кружка эколого-театральной деятельности «Эврика»

Программа кружка театрально-экологической деятельности «Экологический театр»
4. Cборник программ «Любители природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Минск.: ООО «Мэджик Бук», 2007. – 82 с.

Рекомендовано научно-методическим советом Республиканского экологического центра детей и юношества.


Ступина Т. Н., Банько Л. А., Каминская О. В., Кашлев С. С. Программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн»

Новицкая Г. А. Программа эколого-валеологического кружка «Медуничка»

Ж. А. Бубнова. Программа кружка экологических знаний «Экология города»

С. В. Крикунова. Программа кружка лекарственных растений «Фитотерапия»

К. С. Самчук. Программа кружка «Фитодизайн»

М. С. Шинкович. Программа кружка экологических знаний «Социальная экология и охрана природы»

Р. В. Шайкин. Программа кружка «Биоразнообразие» по изучению разнообразия позвоночных животных
5. Программы «Исследователи природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Минск.: ИООО «Право и экономика», 2003. – 112 с.

Рекомендовано научно-методическим советом Республиканского экологического центра детей и юношества.


Трибис В.П. Через тернии к звездам... (вместо вступления)

Галиновский Н.Г. Программа «Прикладная энтомология»

Гончарова И.А. Программа «Микробиология»

Трибис В.П. Программа «Космическая биология»

Чумаков Л.С. Программа «Экология и охрана природы с основами краеведения»

Земцова М.Н. Программа «Приусадебное хозяйство»

Климович Л.В. Программа «Хозяин» (по животноводству)

Новик И.Г. Программа «Юные садоводы»

Савельева Г.Е. Программа «Мир овощных растений»

Полякова Н.Г. Программа «Родная природа» (по фенологии)

Каминская О.В. Программа «Блики» (работа с соломкой)
6. Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных учреждений. Туризм и краеведение / Н. К. Катович и [др.]; под общ. ред. С. С. Митраховича. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. — 256 с.

Рекомендовано методическим советом Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодежи.


Остапенко Н.С. Юные туристы

Лозка А.Ю. Юныя фалькларысты

Фещенко Ф.С. Географы-краеведы

Катовiч Н.К.Юныя краязнаўцы

Кондратьев В.П. Велосипедный туризм

Захаранка Т.П. Мой горад

Захаренко А.А.Юные гидрологи

Верхолаз В.В.Военная история Беларуси

Залуцкая В.Л.Музеязнаўства

Карабушкша Т.М. Юныя археолагі

Шчтоу В.С. Юныя этнографы

Кулажанка Л.Я. Літаратурнае краязнаўства

Жданюк В.А. Юные геологи

Юркевич А.М. Водный туризм

Навакшонава Т.I. Спартыўнае скалалажанне

Иванова О.П., Красильников В.В. Спортивное ориентирование

Миронова Л.А. Туризм и спортивное ориентирование

Федорцова Т.А. Юные экскурсоводы

Абрамчик В.Н. Горно-пешеходный туризм
7. Праграмы для пазашкольных устаноў і агульнаадукацыйных школ. Тэхнічная творчасць. Часткі 1,2. – Мінск, 1997.

Першая частка

Гурток пачатковага тэхнічнага мадэліравання.

Гурток аўтаканструктараў-картынгістаў.

Гурткі картынгістаў у летніках.

Гурток матацыклістаў і юных вадзіцеляў мапедаў.

Гурток аўтамадэлістаў.

Гурток ручнога ткацтва.

Гурток пераплётна-рэстаўрацыйнай справы.

Гурток фотааматараў.

Гурток машынапісу і справаводства.



Другая частка

Гурток авіяцыйнага мадэлізму.

Гурток суднамадэлістаў.

Гурток аўтамадэлістаў.

Гурток ракетна-касмічнага мадэлізму.

Гурток радыёспорту.Хуткасная радыётэлеграфія.

Гурток радыёспорту. Спартыўная радыёпеленгацыя.

Гурток радыёспорту. Мнагаборства радыстаў.

Гурток радыёканструявання.

Гурток радыёэлектронікі.

Гурток электроннай аўтаматыкі.

Гурток тэхналогіі і фізікі металаў.

Гурток інфарматыкі і праграміравання.
8. Учебные программы. Для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество. Части 1,2. – Минск, 2002.
Кружок компьютерной графики.

Кружок практической астрономии.

Кружок моделирования транспортной техники.

Кружок цифровой фотографии.

Кружок прессовой фотографии.

Кружок резьбы по дереву.

Кружок соломоплетения.

Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 «О государственных символах Республики Беларусь» и методическими рекомендациями Министерства образования «Об использовании государственной символики в учреждениях образования».



Министерства и ведомства Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисполкома Республиканские подведомственные учреждения

Высшие учебные заведения Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования

7 декабря 2009 г. № 12-01/295дс Министерство образования Республики Беларусь направляет для руководства и использования в работе Инструктивно-методическое письмо об организации работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Просим довести Инструктивно-методическое письмо до сведения всех заинтересованных.



Заместитель Министра Т. Н. КОВАЛЕВА
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция об организации работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (далее — Инструкция), регулирует порядок организации, основные направления работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, их права и обязанности.

2. Классный руководитель класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования (далее — классный руководитель), куратор учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (далее — куратор) назначаются приказом руководителя учреждения образования на основании предложения заместителя руководителя, отвечающего за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, из числа штатных учителей (преподавателей), мастеров производственного обучения на весь период обучения учащихся в учреждении образования (далее — обучающиеся).

3. В своей работе классный руководитель и куратор руководствуются законодательством Республики Беларусь, уставом учреждения образования и настоящей Инструкцией, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

4. Классный руководитель и куратор в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителем руководителя учреждения образования по основной деятельности, педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса или учебной группы.

5. Основными требованиями к работе классного руководителя и куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

6. Основными принципами работы классного руководителя и куратора являются личностно ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.

7. Работа классного руководителя и куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности обучающихся, коллектива класса или учебной группы.

8. Воспитательная работа с обучающимися осуществляется классным руководителем и куратором в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №29, 8/15613), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №68, 8/15912).

9. Организационно-воспитательная работа в учреждениях образования осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, группы, учреждения образовании) и включает следующие виды работ: классное руководство или работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.

10. На основе настоящей Инструкции учреждением образования с учетом особенностей, специфики, условий, опыта,традиций и перспектив развития учреждения образования разрабатывается Положение о классном руководителе класса общеобразовательного учреждения или куратора учебной группы учреждения образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с профсоюзной организацией, действующей в учреждении образования.


ГЛАВА 2 ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И КУРАТОРА

11. Классный руководитель и куратор обязаны:

11.1. Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива класса или учебной группы в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, проводить мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении;

11.2. Формировать в классе или учебной группе систему идеологической и воспитательной работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

11.3. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

11.4. Проводить еженедельно классный или кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатов учебной деятельности обучающихся, посещаемости ими учебных занятий, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса или учебной группы учреждения образования;

11.5. Способствовать созданию условий для успешной учебно-познавательной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;

11.6. Способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

11.7. Проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;

11.8. Оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

11.9. Развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;

11.10. Содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе кружков, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

11.11. Осуществлять организацию воспитательного процесса в классе или учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеурочное время и каникулярный период;

11.12. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;

11.13. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;

11.14. Повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

12. Классный руководитель и куратор имеют право:

12.1. Выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе или учебной группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентации обучающихся;

12.2. Вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать их семейное окружение, используя полученные при этом сведения исключительно в воспитательных целях;

12.3. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и методического объединения классных руководителей или кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;

12.4. Участвовать совместно с педагогическими работниками в изучении качества воспитания обучающихся в классе или учебной группе в учреждении образования;

12.5. Вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;

12.6. Рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;

12.7. Участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности обучающихся класса или учебной группы;

12.8. Получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую, техническую помощь по проблемам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

12.9. Участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.


ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И КУРАТОРА

13. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей и кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе или учебной группе.

14. Классный руководитель и куратор планируют воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса или учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса или учебной группы на учебный год, четверть (семестр).

15. Классный руководитель и куратор исходя из задач деятельности класса или учебной группы могут разрабатывать комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся, другую планирующую документацию.

16. Содержание работы классного руководителя и куратора отражается в дневнике классного руководителя и журнале куратора учебной группы, в результатах их педагогических исследований, методических материалах, иных формах отчетности.

17. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем (преподавателем) в классном журнале и журнале куратора учебной группы.

18. Классный руководитель и куратор участвуют в работе методического объединения классных руководителей или кураторов учреждения образования, которое создается на правах предметной (цикловой) комиссии с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной работы, повышения квалификации, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей и кураторов.
Опубликовано в Зб. НД №1 2010 с.37-43.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в учреждениях образования первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний 1 сентября и Дню белорусской письменности

Приближается начало 2011/2012 учебного года. Продолжению целенаправленного процесса формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современной Беларуси будет способствовать проведение первого урока 1 сентября на тему: «Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!».

Ключевой идеей первого урока должна стать идея о том, что всех граждан страны должна объединять забота об общем доме родной Беларуси. «Лишь Отечество заключает в себе то, что дорого всем. Опираясь на историю и традиции, на конкретные черты национального характера честность, трудолюбие, отвагу и справедливость, терпимость, верность долгу и патриотизм, мы сможем достойно ответить на любые вызовы времени. Славное прошлое должно быть подкреплено масштабными делами сегодняшних поколений. И тогда слово «Беларусь» с уважением зазвучит во всем мире. А наши дети и внуки будут жить в процветающей европейской стране и гордиться теми страницами, которые мы впишем в биографию нашего Отечества» (из выступления Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Беларусь 21.01.20115).

В ходе первого урока необходимо сделать акцент на том, что на молодых граждан страны возложены сегодня особые надежды. За ними будущее Беларуси. Молодежи предстоит приумножать экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси, сохранять уникальное историко-культурное и природное наследие, заботиться о процветании страны. Государству необходимы целеустремленность, гражданская сознательность и желание совершенствоваться, терпение, напряженная работа и полная самоотдача от каждого на благо всего общества. Именно в этом проявляются гражданские качества патриота, делом доказывающего любовь к родной стране.

Сегодня наша страна делает ставку на максимальную активизацию предпринимательской деятельности, стимулирование деловой активности в обществе. «Мы, белорусы, древний и одновременно очень молодой народ, быть может, и сами не знаем пределов своих возможностей. Разбудить эти скрытые родники энергии и силы, - подчеркивается в послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21.04.20116, главная задача объявленного Года предприимчивости». Когда у человека есть собственное дело, дом, земля, это дает ему возможность ощутить себя хозяином своей судьбы и страны. Сегодня от представителей любой профессии требуется быть настоящими хозяевами своего дела, активными и инициативными людьми. Процветающую экономику под силу построить только энергичным, творчески мыслящим и духовно богатым личностям, не боящимся идти вперед, рисковать и брать ответственность на себя. Актуальной задачей является воспитание устойчивого желания добросовестно трудиться, учиться, выполнять возложенные обязанности.

Рекомендуемые формы и методы организации первого урока

Учитель может самостоятельно выбрать методы проведения первого урока с учетом возможностей и традиций учреждения образования, социума, региона. В музеях учреждений образования рекомендуется организовать тематические выставки, оформить экспозиции, приуроченные к наиболее значимым событиям года, провести встречи с участниками событий. Можно организовать посещение музеев, мемориалов, проведение бесед, «круглых столов», встреч с известными людьми, показ видеофильмов, отражающих итоги проделанной за год работы, с обсуждением возможных мероприятий, акций, интересных для учащихся в новом учебном году. Целесообразно использовать на уроке региональный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.).

Следует продолжить традицию проведения 1 сентября «гостевых» уроков в редакциях газет и журналов, мастерских художников, в музейном пространстве, в театрах, в расположениях воинских частей, на современных промышленных и сельскохозяйственных объектах, выездных уроков-экскурсий к памятникам истории, природы, культуры.

Формы и средства работы с учащимися при проведении первого урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гражданственности и патриотизма, бережного отношения к природному и историко-культурному наследию родного края, села, региона, страны, соответствовали возрасту учеников. Важно обратить внимание на оформление кабинета. Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайдов, фотографий, мультимедийных презентаций, широком использовании произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и т.п. Особое внимание необходимо обратить на подготовку и проведение первого урока в первом классе. На данном уроке каждый первоклассник страны получит в подарок книгу «Беларусь наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку». Содержание урока строится с использованием материала этой книги и одноименного электронного средства обучения.



4 сентября – День белорусской письменности

«В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» День белорусской письменности ежегодно отмечается в нашей стране в первое воскресенье сентября. Концепция праздника предусматривает показ нерушимого единства белорусского печатного слова с историей белорусского народа, его тесной связи со славянскими истоками, а также осмысление исторического пути письменности и печати в Беларуси. Именно в книгах, в словах поэтов и мыслителей отражаются история народа, его славные дела.

Белорусская письменность имеет давние и богатые традиции. Возникла она на базе письменности, основу которой заложили братья Кирилл и Мефодий. Созданная ими славянская письменность явила человечеству новую мощную культуру, ни в чем не уступающую древним византийской и римской культурам. Этот праздник – дань глубокого уважения великим белорусским просветителям Евфросинии Полоцкой, Кириллу Туровскому, Франциску Скорине, Сымону Будному, Василию Тяпинскому и другим. Освобождая из забвения знаменитые имена белорусских просветителей, вся жизнь которых была примерам служения Слову, праздник белорусской письменности в учреждении образования играет роль важного фактора идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, воспитания национального самосознания детей и учащейся молодежи.

За время своего существования День белорусской письменности стал по-настоящему национальным праздникам, значительным событием культурной жизни страны. Традиционно праздник проводится в городах, являющихся историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания. Впервые, в 1994 году, праздник проходил в древнем городе Полоцке. Затем столицами праздника стали такие исторически значимые культурные центры страны как Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск, Заславль, Мстиславль, Мир, Каменец, Поставы, Шклов, Борисов, Сморгонь, Хойники. В этом году он будет проводиться в городе Ганцевичи Брестской области.

Праздник дает уникальную возможность встретиться с живым словом, участниками творческого процесса создания книг, газет и журналов. В праздничных мероприятиях Дня белорусской письменности принимают участие деятели литературы, культуры, науки, искусства, журналисты, представители посольств, аккредитованных в Республике Беларусь, зарубежные делегации.

Составной частью Дня белорусской письменности традиционно является республиканская научно-просветительская экспедиция "Дорога к Святыням» с Благодатным Огнем от Гроба Господня, в которой принимают участие представители творческой и научной интеллигенции, духовенства. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета экспедиция проходит по населенным пунктам нескольких регионов страны и завершает свой путь в столице проведения праздника.

Накануне Дня белорусской письменности ежегодно проводятся «круглый стол» с участием поэтов и писателей, организатарами которого являются РИУ «Литература и искусство», научно-практическая конференция, в которой принимают участие сотрудники научных учреждений нашей страны.

 Центром праздника 4 сентября станет главная площадь города Ганцевичи. В течение дня на сцене будут выступать профессиональные и любительские художественные коллективы Брестской области. В числе важнейших мероприятий Дня белорусской письменности – торжественная церемония награждения победителей Республиканского конкурса на лучшее произведение в сфере поэзии, прозы, драматургии и традиционный Фестиваль книги и прессы, в программе которого работа книжно-выставочного павильона, тематических книжных площадок, презентация республиканских и региональных печатных СМИ. Здесь будут экспонироваться «Книги Беларуси», пройдут тематические выставки, выставки предприятий «Союзпечать», ведущих республиканских периодических изданий и СМИ Брестчины. По традиции во время проведения Фестиваля состоятся встречи с белорусскими литераторами, сотрудниками издательств и редакций печатных СМИ, выступления художественных коллективов и белорусских исполнителей.

Прекрасным подарком для участников праздничных мероприятий станут: детский праздник, спортивная программа на городском стадионе, работа литературных площадок: «Брестские голоса», «Все мы родом из детства», детской площадки «Брестские забавлянки», праздник народного искусства в Городе мастеров, концерт заслуженной артистки Республики Беларусь Ирины Дорофеевой, выставка продукции предприятий и организаций Ганцевичского района, ярмарка сельских подворий и другие мероприятия. Информация о проведении Дня белорусской письменности, его программа и другие материалы размещены на сайте Министерства информации Республики Беларусь http://www.mininform.gov.by.

По традиции праздничные мероприятия будут организованы по всей стране. В учреждениях образования пройдут тематические уроки, лекции, семинары, экскурсии учащихся по историческим и знаменитым местам, в библиотеки, музеи, издательства, редакции газет и журналов, творческие встречи с учеными, деятелями культуры, с членами ОО «Союз писателей Беларуси», коллективами газет и журналов, будут оформлены праздничные выпуски стенных газет ко Дню белорусской письменности и др.

В ходе праздничных мероприятий в учреждениях образования красной нитью должна проходить идея о том, что белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета. Она помогает нам ощущать себя единым, уникальным и самобытным народом, является своего рода «вакциной» против вирусов духовной деградации. Закрепленные в ней нравственные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом.

Достижения национальной истории и культурного наследия прочный фундамент и основа для идеологического воспитания молодого поколения, определения основных мероприятий и конкретных форм работы в рамках Недели белорусской письменности и культуры с учетом особенностей каждого учреждения образования. Рекомендуем в учреждениях образования провести мероприятия, посвященные Дню белорусской письменности, организовать встречи учащихся с народными мастерами, хранителями фольклора, выставки исторических материалов, белорусской литературы, произведений белорусского искусства, «Скориновские чтения», викторины «Моя страна, мои корни», конкурсы читателей, уроки-путешествия, КВН «В гостях у сказки» на основе белорусских народных сказок, вечеринки «День хороший в дом», гостиные «Наши знаменитые земляки», народные игры, ярмарки и др. Эти и другие мероприятия могут происходить как в стенах самого учреждения образования, так и за его пределами: в библиотеках, исторических и литературных музеях, памятных местах, праздничных площадках и др.

В период Недели, посвященной Дню белорусской письменности и культуры, будут актуальны концерты, фольклорные праздники, конкурсы художественных произведений, сочинений (эссе), по итогам которых целесообразно отметить лучших творцов из числа учащихся и педагогов, а на основании их работ создать соответствующие экспозиции в музеях и библиотеках, в которых рекомендуется широко использовать местный краеведческий материал, историко-культурные традиции каждого региона, сведения о жизни и деятельности К. Туровского, Е. Полоцкой7, Ф.Скорины, С. Полоцкого, С. Будного и других, о древних центрах белорусской культуры, письменности и печати.

2011 год знаменателен 120-летием со дня рождения Богдановича Максима Адамовича (1891 - 1917), белорусского поэта, переводчика, критика  и другими событиями, узнать о которых поможет календарь знаменательных и памятных дат по истории Беларуси на 2011 год, размещенный на сайте «Архивы Беларуси» (http://archives.gov.by).

В программу празднования Дня белорусской письменности рекомендуется включить проведение информационной недели по соответствующей тематике, мероприятий художественно-исторической направленности, презентаций белорусских изданий, фестивалей детской и молодежной прессы, научных конференций, встреч-дискуссий, «круглых столов», ток-шоу учащихся и педагогов с деятелями культуры, писателями и поэтами, работниками издательств, журналистами, благотворительных акций и др., а в завершение праздника проведение театрализованного представления, гала-концерта или костюмированного шествия. Можно привлекать для организации праздничных мероприятий помощь предприятий-шефов, возможности общественных организаций, коммерческих организаций и частных лиц, волонтеров, благотворительных фондов.

Чтобы праздник славянской письменности прошел успешно, организаторам потребуется найти новые формы и методы его организации, актуальное содержание, отыскать нетрадиционные подходы к сердцам и душам школьников. Но самое главное эти мероприятия вместе с педагогами, родителями, известными людьми в наибольшей степени должны создавать сами ученики.

Действенную помощь в подготовке праздничных мероприятий могут оказать фонды и коллекции основанной 90 лет назад (1921) Национальной библиотеки Беларуси. Они включают печатные издания, рукописи, микрокопии документов, электронные и другие материалы, созданные как в Беларуси, так и в различных странах мира на более чем 50 языках. Особую ценность представляет более, чем полумиллионная коллекция национальных документов – изданий, которые вышли на территории Беларуси и за ее пределами на белорусском языке. Здесь хранятся первые издания классиков белорусской литературы: В. Дунина-Мартинкевича, Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и др.

Замечательным ресурсом Национальной библиотеки Беларуси является Музей книги, в котором собраны уникальные книжные памятники: рукописные и старопечатные книги, редкие книги XIX–XX вв. Среди экспонатов находится жемчужина коллекции – книги Библии (1517–1519) белорусского первопечатника Франциска Скорины. Подробную информацию о ресурсах Национальной библиотеки Беларуси можно получить на ее Интернет-портале http://portal.nlb.by.

Мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первую неделю нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и идейно-нравственных качеств личности учащихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, историческим традициям белорусского народа.

Статья 18. Воспитание в системе образования

1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

2. Задачами воспитания являются:

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и нацио­нального самосознания на основе государственной идеологии;

2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

2.5. формирование культуры семейных отношений;

2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

4. Основными требованиями к воспитанию являются:

4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

4.2. системность и единство педагогических требований;

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

5. Основными составляющими воспитания являются:

5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у  обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само­развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершен­ствование;

5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у  обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.



Статья 32. Основные обязанности обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образова­тельного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.



Статья 95. Программно-планирующая документация воспитания

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет основные направления воспитания обучающихся и меро­приятия по их реализации. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается сроком на пять лет и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

3. Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

4. Программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) разрабатывается в учреждении образования (иной органи­зации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) сроком на пять лет на основе соответствующей комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи (для коммунальных учреждений образования), на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (для иных учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпри­нимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся в   учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законода­тельством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

5. План воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) разрабатывается на текущий учебный год в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) на основе программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законо­дательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), устанавливает мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение, и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.




ч. 1 ... ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6