Міністэрства адукацыі

ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6


міністэрства адукацыі

министерство образования

Рэспублікі беларусь

республики беларусь

вул. Савецкая, 9

ул. Советская, 9

220010, г. Мінск,

220010, г. Минск

тел. 227-47-36 факс (017) 200-84-83

тел. 227-47-36 факс (017) 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

E-mail: root@minedu.unibel.by


08.07.2011 № _И-07-15/73
На № _______ ад __________

Управления образования облисполкомов,

Комитет по образованию

Мингорисполкома

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Белкоопсоюз

Учреждения профессионально-технического образования, иные учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, республиканского подчинения

К началу 2011/2012 учебного года


Министерство образования Республики Беларусь и учреждение образования ”Республиканский институт профессионального образования“ (далее – УО РИПО) информируют, что в 2011/2012 учебном году при организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического образования, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (далее – учреждения профтехобразования), необходимо учитывать следующее.
I. Нормативное обеспечение образовательного процесса

Разработка нормативных правовых актов в сфере профессионально-технического ведется в рамках выполнения предписаний статьи 294 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), приведенные в соответствии с Кодексом нормативные правовые акты вступают в силу с 1 сентября 2011 г. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, кроме тех, в которые внесены изменения и (или) дополнения, признаются с 1 сентября 2011 г. утратившими силу.

Сообщаем, что принятые документы будут размещаться на официальном Интернет-сайте Министерства образования Республики Беларусь (www.minedu.unibel.by), на республиканском портале ”Профессиональное образование“ (ripo.unibel.by), в Сборниках нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Также на республиканском портале ”Профессиональное образование“ (ripo.unibel.by) будет размещен структурированный перечень принятых нормативных правовых актов с кратким комментарием к ним.

Обращаем внимание, что с 1 сентября текущего года организации-заказчики кадров могут взаимодействовать с учреждениями профтехобразования двумя путями:

- заключать договоры о взаимодействии организации и учреждения профтехобразования на подготовку кадров, и такие организации будут являться базовыми для учреждений образования;

- подавать заявки на подготовку кадров.

В соответствии с этим после принятия и опубликования (размещения на Интернет-сайте и портале) соответствующих нормативных правовых актов руководителям учреждений образования и органов управления образованием необходимо организовать работу по ознакомлению с ними региональных органов управления отраслями экономики, организаций-заказчиков кадров и формированию (уточнению) заказа на подготовку кадров в соответствии с их требованиями.

Кроме того, с лицами, которые будут поступать после 1 сентября 2011 года, на основании решения приемной комиссии учреждения профтехобразования о зачислении поступивших в число учащихся должны быть заключены договоры о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета или о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием на платной основе. Решение приемной комиссии и заключение указанных договоров является основанием для издания приказа о зачислении их в число учащихся. При этом важно в соответствии с Кодексом полно и четко прописывать существенные условия договора, которые будут являться основанием при рассмотрении спорных вопросов, в том числе и судом.

В управлениях образования облисполкомов, комитете по образованию Мингорисполкома, региональных учебно-методических центрах (кабинете) профессионального образования, учреждениях профтехобразования республики следует организовать изучение норм Кодекса, нормативных правовых актов, принятых в его развитие, работниками и учащимися, а также обеспечить приведение деятельности учреждений профтехобразования в соответствие с требованиями Кодекса.

Кроме вышеизложенного, при организации образовательного процесса в учреждениях профтехобразования необходимо руководствоваться Планом мероприятий на 2011 год по обеспечению реализации Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы, утвержденным Министром образования Республики Беларусь 17.01.2011 г.

Обращаем внимание руководителей учреждений профтехобразования на необходимость усиления работы по обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи и выполнению утвержденного Министром образования Республики Беларусь С.А. Маскевичем 02.02. 2011 Комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессионального образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, профессиональной ориентации учащейся молодежи (письмо Министерства образования от 09.02. 2011 № 07-15/с-7/2).

Доводим до сведения, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2011 г. № 18 внесены изменения и дополнения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, согласно которым исключены действовавшие до настоящего времени 8 квалификационных характеристик должностей методистов, в том числе методиста Дома технического и художественного творчества учащейся молодежи, методиста профессионально-технического и среднего специального учебного заведения, методиста учебно-методического центра профессионального образования и внесена вновь разработанная унифицированная квалификационная характеристика должности ”Методист”, которой и следует руководствоваться.

Информируем также, что Министерством образования 31 января 2011 года утвержден План разработки элементов комплексного методического обеспечения профессионально-технического образования на 2011 год, который размещен на республиканском портале ”Профессиональное образования“ (http://profedu.unibel.by).

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 и пунктом 3 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании и на основании пункта 1.9 статьи 45 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З учредителями учреждений образования ежегодно могут устанавливаться контрольные цифры приема для получения дополнительного образования взрослых (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

В целях развития экспорта образовательных услуг необходимо на сайтах учреждений образования, органов управлений образованием разместить информацию, в том числе на иностранном языке, о возможностях обучения иностранных граждан, привлекательности разнообразных форм досуга.

Отмечаем, что учреждениям профтехобразования необходимо ежегодно обновлять информацию о специальностях и квалификациях, по которым осуществляется в учреждении обучение, в республиканской автоматизированной системе ”Заказ на подготовку кадров“ для того, чтобы организации-заказчики кадров своевременно могли заключать договоры о взаимодействии и подавать заявки на подготовку кадров. Однако, до настоящего времени не все учреждения профтехобразования зарегистрировались и представили о себе информацию. По этой причине многочисленные организации республики, которые работают в автоматизированной системе, не видят предложений по подготовке рабочих кадров незарегистрированных учреждений профтехобразования, что не способствует увеличению заказа на подготовку рабочих (служащих) в учреждениях профтехобразования и их комплектованию учащимися.


II. Организация образовательного процесса

В 2010 году утверждены образовательные стандарты профессионально-технического образования по 2 специальностям (приложение 1), а также Изменения № 1 в образовательные стандарты по 5 специальностям профессионально-технического образования (приложение 2), которые вводятся в действие с 2011/2012 учебного года.

С 2011/2012 учебного года вводятся в действие сборники типовой учебно-программной документации по 15 специальностям (приложение 3), минимальные перечни машин и оборудования для организации производственного обучения учащихся учреждений профессионально-технического образования по 28 квалификациям и одной специализации квалификации ”Приемщик заказов (пошив и ремонт одежды)“ (приложение 4).

Информируем, что Министерством образования Республики Беларусь 19.08.2010 г. утверждена типовая учебная программа по учебному предмету ”Черчение“ для учреждений профессионально-технического образования, которую необходимо использовать при организации обучения по специальностям (квалификациям) с учетом реализуемых образовательных программ профессионально-технического образования. Изданная отдельным выпуском типовая учебная программа состоит из двух частей: ”Общая часть“, единая для всех специальностей (квалификаций), и ”Специальная часть“, которая содержит тематические планы по выделенным группам специальностей.

01.04.2011 года Министерством образования Республики Беларусь утверждены сборники типовой учебно-программной документации для непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) по должностям ”Секретарь“, ”Делопроизводитель“.

Доводим до сведения, что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.02.2011 г. № 7 утверждено Изменение № 5 к Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 ”Специальности и квалификации“, утвержденному и введенному в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36. Данным постановлением в таблицу 10 ”Систематизированный указатель специальностей и квалификаций профессионально- технического образования“ введены специальности: 3-70 03 02 ”Мосты, транспортные тоннели и метрополитены“, квалификация 3-70 03 02-51 ”Проходчик на поверхностных работах“; 3-49 01 51 ”Технология хлебопекарного производства“, квалификация 3-49 01 51 -57 ”Машинист расфасовочно-упаковочных машин“, специализация 3-49 01 51-57 01 ”Машинист расфасовочно-упаковочных машин (хлебопекарное производство)“. Также внесены изменения по квалификациям: 3-70 02 54-55 ”Штукатур“; 3-70 02 54-56 ”Маляр“; специализациям 3-70 02 54-56 01 ”Маляр (строительный)“;3 70 02 54-56 02 ”Маляр (по металлу)“.

Изменение № 5 размещено на сайте Государственного учреждения образования ”Республиканский институт высшей школы“ (http://www.nihe.niks.by/).

Информируем, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2010 г. № 123 внесены дополнения и изменения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159. Указанным постановлением исключена квалификационная характеристика должности служащего ”Предприниматель (индивидуальный)“.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 января 2011 года № 2 внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики по следующим профессиям рабочих: ”Оператор крутильного оборудования“, ”Проводник пассажирского вагона“, ”Составитель поездов“, ”Электромеханик по ремонту и обслуживанию вычислительной техники“.

В соответствии с вышеизложенным рекомендуем скорректировать содержание учебных планов учреждений профтехобразования, учебных программ учреждений профтехобразования по учебным предметам профессионального компонента до переработки типовой учебно-программной документации по специальностям 3-50 01 51 ”Технология пряжи“, 3-44 01 51 ”Обслуживание перевозок на железнодорожном транспорте“, 3-37 02 52 ”Эксплуатация и ремонт подвижного состава железнодорожного транспорта“, 3-40 02 51 ”Техническое обслуживание и ремонт электронно-вычислительной техники“.

В 2011/2012 учебном году для групп нового набора необходимо ввести в учебные планы учреждений профтехобразования по специальности (специальностям) в специальный цикл профессионального компонента учебный предмет ”Иностранный язык в профессии“ для специальностей ”Общественное питание“ (квалификации ”Официант“, ”Бармен“, ”Буфетчик“, ”Член бригады объекта быстрого обслуживания (ресторана)“), ”Торговое дело“ (квалификации ”Кассир торгового зала“, ”Киоскер“, ”Контролер-кассир (контролер)“, ”Продавец“) в объеме 74 учебных часов, для специальности ”Эксплуатация и ремонт автомобилей“ (квалификации ”Водитель автомобиля“, ”Слесарь по ремонту автомобилей“) в объеме 60 учебных часов, для специальности ”Ремонт воздушных судов“ в объеме 40 учебных часов.

Типовые учебные программы учебного предмета ”Иностранный язык в профессии“ для специальностей ”Общественное питание“, ”Эксплуатация и ремонт автомобилей“ будут изданы УО ”РИПО“ к началу 2011/2012 учебного года. Для специальности ”Торговое дело“ учреждениям профтехобразования следует разработать и утвердить в установленном порядке учебные программы учреждений образования по учебному предмету ”Иностранный язык в профессии“ в соответствии со структурой учебной программы данного учебного предмета для группы специальностей социально-экономического профиля, приведенной в методических рекомендациях ”Профессионально направленное обучение иностранному языку в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования“, которые будут изданы УО ”РИПО“ к началу 2011/2012 учебного года.

Изучение учебного предмета ”Иностранный язык в профессии“ при реализации образовательных программ профессионально-технического образования рекомендуется начинать после изучения не менее 50 % объёма учебного материала учебных предметов профессионального компонента учебного плана учреждения образования. Для обучающихся на основе общего базового образования изучение учебного предмета ”Иностранный язык в профессии“ рекомендуется начинать после завершения курса иностранного языка, предусмотренного образовательным стандартом общего среднего образования.

Деление учебных групп на подгруппы при изучении учебного предмета ”Иностранный язык в профессии“ осуществляется в соответствии с Положением об учреждении профессионально-технического образования.

В целях реализации пункта 5 статьи 90 Кодекса в учреждениях профтехобразования необходимо ввести с 1 сентября 2011 года для обязательного изучения обучающимися, за исключением лиц с нарушением слуха и лиц с тяжелыми нарушениями речи, которые на II ступени общего среднего образования не изучали учебные предметы “Белорусский язык” и “Белорусская литература”, учебный предмет ”Белорусский язык (профессиональная лексика)“ в объеме 20 учебных часов (из них 18 часов на практические занятия). Введение учебного предмета в общепрофессиональный цикл профессионального компонента рекомендуем обеспечить за счет резерва учебного времени и (или) учебных предметов обязательного выбора.

При изучении учебного предмета ”Белорусский язык (профессиональная лексика)“ используется примерный тематический план учебного предмета ”Белорусский язык (профессиональная лексика)“, который размещен на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ по адресу http://ripo.unibel.by/pto/.

В целях выполнения установленного Кодексом объема учебного времени на производственное обучение при реализации образовательных программ профессионально-технического образования (п.5 статьи 178 Кодекса) предлагаем следующее.

Руководствуясь терминами ”образовательная программа“, ”образовательный стандарт“ (п.п. 1.8, 1.10 статьи 1 Кодекса), статьями 16, 171, 184, 185 Кодекса, в целях сопоставимости в подходе к реализации образовательных программ профессионально-технического образования (статья 170 Кодекса) при определении доли производственного обучения в процессе проектирования учебных планов учреждения образования в расчетах не принимается во внимание учебное время, отводимое на консультации, факультативы, предметы по выбору, резерв (если оно не используется на увеличение времени учебных предметов профессионального компонента), а также учебное время на компонент контроля и общеобразовательный компонент. Образовательными стандартами профессионально-технического образования, учебно-программной документацией образовательных программ профессионально-технического образования ожидаемые результаты установлены для получения профессионально-технического образования и квалификации рабочих (служащих). Требования к общеобразовательным знаниям и умениям устанавливаются образовательными стандартами общего среднего образования, и учебные программы по учебным предметам общеобразовательного компонента относятся к учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, а в образовательных программах профессионально-технического образования (пп.1.3 и 1.4 статьи 170 Кодекса) предназначены для получения общего среднего образования.

В качестве примера приводим расчет количества часов на производственное обучение на примере учебного плана Филиала ”Профессионально-технический колледж“ учреждения образования ”Республиканский институт профессионального образования“, реализующего образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего и общего среднего образования (получение образования в дневной форме на основе общего базового образования с получением общего среднего образования).

Срок получения профессионально-технического образования – 3 года

Коды и наименование специальностей:

3-36 01 53 Техническая эксплуатация оборудования

3-37 01 52 Эксплуатация и ремонт автомобилей

Срок получения профессионально-технического образования – 3 года

Коды, наименования, уровни квалификации:

3-36 01 53-55 Слесарь-ремонтник 4 – го разряда

3-37 01 52-52 Слесарь по ремонту автомобилей 4 – го разряда

В соответствии с действующими образовательными стандартами и типовыми учебными планами по специальности 3-36 01 53 Техническая эксплуатация оборудования и специальности 3-37 01 52 Эксплуатация и ремонт автомобилей при обучении на основе общего базового образования с получением общего среднего образования количество часов без учета времени на консультации и факультативы составляет ориентировочно 4104. В указанное количество часов входит учебное время общеобразовательного компонента в объеме 1868 часов, резерв времени профессионального компонента в объеме 200 часов и учебное время на учебные предметы по выбору в пределах 1024-364 часов на специальность ”Техническая эксплуатация оборудования“ и 1672-734 часов на специальность ”Эксплуатация и ремонт автомобилей“. Точный расчет учебного времени осуществляется при проектировании учебного плана учреждения образования.

С учетом заказа организаций на подготовку слесарей-ремонтников 4 –го разряда и слесарей по ремонту автомобилей 4-го разряда учебным заведением разработан учебный план, в котором учебное время, отводимое на предметы по выбору, а также резерв времени профессионального компонента использованы на предметы профессионального компонента. В сумме без времени на компонент контроля, консультации и факультативы (они использованы по назначению) общее время составило 4258. На производственное обучение отведено 1562 часа. Учебное время общеобразовательного компонента составило 1744.

Для расчета доли производственного обучения из общего времени вычитаем время общеобразовательного компонента: 4258 часов - 1744 часа = 2514 часов. В рассматриваемом случае она составит 62,1 процента (1562 часа х 100 : 2514 часов). Таким образом, требование Кодекса о количестве часов, отводимых на производственное обучение (не менее 40 процентов от общего количества часов на реализацию образовательных программ профессионально-технического образования) соблюдено.

До начала 2011/2012 учебного года, при наличии обоснованных предложений со стороны организаций-заказчиков кадров и по согласованию с учредителями учреждений образования, не ущемляя права поступающих и интересы организаций, для которых осуществляется подготовка кадров, могут быть приняты меры по сокращению сроков обучения с уточнением заявок на подготовку кадров и внесением соответствующих изменений в заключенные договоры, а также в учебные планы учреждений профессионально-технического образования. При этом принимаемые решения по изменению интеграции квалификаций и сроков обучения должны быть доведены до сведения поступающих и их родителей. При разработке (корректировке) учебных планов учреждений профессионально-технического образования возможно уменьшение до 30 процентов учебного времени, отводимого типовыми учебными планами на изучение каждого из учебных предметов профессионального компонента (исключая учебный предмет ”Охрана труда“ и производственное обучение), их интеграции, а также планирование образовательного процесса из расчета 40 учебных часов в неделю для учащихся третьего курса, обучающихся на основе общего базового образования, и для обучающихся на основе общего среднего образования.

При этом допускается уменьшение срока получения профессионально-технического образования не более чем на 2-3 месяца от установленного типовыми учебными планами на каждую из квалификаций (без учета учебных предметов обязательного выбора, резерва учебного времени профессионального компонента).

В течение 2011/2012 учебного года для более адресной подготовки рабочих кадров с учетом демографической ситуации, необходимости включения выпускников в трудовую деятельность, модернизации экономики, появления новых высокотехнологичных производств и увеличения потребности организаций в более квалифицированных рабочих кадрах предлагаем проанализировать совместно с организациями-заказчиками кадрами интеграции квалификаций, а также сроки получения профессионально-технического образования с целью исключения необоснованной интеграции, уменьшения сроков обучения по отдельным специальностям с 1 года 6 месяцев до 1 года. При разработке учебных планов учреждений образования к 2012/2013 учебному году в соответствии с предлагаемой выше методикой необходимо обеспечить по всем образовательным программам профессионально-технического образования и специальностям выполнение требований Кодекса.

Информируем, что УО РИПО изданы и направлены в региональные учебно-методические центры профессионального образования методические рекомендации:

по организации поэтапного обучения учащихся учреждений профессионально-технического образования;

по созданию и использованию ученических мест (ученических участков) для прохождения производственного обучения учащимися учреждений профессионально-технического образования;

по планированию и учету производственного обучения учащихся учреждений профессионально-технического образования на различных этапах;

по планированию производственной деятельности учреждений профессионально-технического образования.

Методические рекомендации по особенностям организации производственного обучения учащихся учреждений профессионально-технического образования в зависимости от отрасли, для которой осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (служащих) размещены на республиканском портале ”Профессиональное образование“.

В 2011/2012 учебном году в учреждениях профессионально-технического образования реализуется на 27 площадках 11 экспериментальных и на 13 площадках 4 инновационных проектов, в том числе 7 проектов начаты в 2010 году. С целью более широкого распространения передового опыта по результатам реализации завершенных в текущем году проектов, а также начатых в 2010 году их руководителями и консультантами совместно с учебно-методическими центрами, учреждениями образования будут подготовлены в соответствии с графиком материалы в журнале ”Профессиональное образование“.

Профессионально-техническим колледжам для обеспечения реализации образовательных программ среднего специального образования и интегрированных с образовательными программами профессионально-технического образования необходимо учесть рекомендации, изложенные в письме Министерства образования Республики Беларусь ”К началу 2011/2012 учебного года“ для учреждений среднего специального образования.

Обращаем внимание, что Изменением № 4 ОКРБ 011-2009 ”Специальности и квалификации“, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.08.2010 № 95, на уровне среднего специального образования введена новая специальность для подготовки рабочих со средним специальным образованием 2-36 11 51 ”Техническая эксплуатация подъемно-транспортных средств“, а также новая специализация для подготовки специалистов 2-36 01 06-01 03 ”Технология и контроль качества в сварочном производстве“.

Изменением № 5 ОКРБ 011-2009 ”Специальности и квалификации“, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.02.2011 № 7, внесены изменения в название специальности 2-40 02 51 ”Техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники“, а также в наименование квалификации рабочего со средним специальным образованием 2-40 02 51-51 ”Электромеханик по ремонту и обслуживанию вычислительной техники 5-го разряда“.

Изменения № 4 и № 5 размещены на сайте Государственного учреждения образования ”Республиканский институт высшей школы“ (http://www.nihe.niks.by/).

В целях определения содержания образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, Министерством образования Республики Беларусь 31.01.2011 г. утвержден Макет образовательного стандарта по специальности среднего специального образования.

Для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, разработаны и готовятся к утверждению образовательные стандарты, типовые учебные планы, примерные тематические планы по учебным дисциплинам и практике по специальностям: 2-36 01 53 ”Техническая эксплуатация оборудования“, 2-36 1 56 ”Мехатроника“, 2-40 02 51 ”Техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники“, 2-91 01 51 ”Общественное питание“, 2-94 01 51 ”Монтаж и эксплуатация охранно-пожарной сигнализации“.

При приеме на уровень среднего специального образования на основе профессионально-технического образования программы вступительных испытаний по специальности должны соответствовать учебно-программной документации учреждений профтехобразования, по которой осуществлялось обучение на уровне профессионально-технического образования.

Программа вступительного испытания по специальности разрабатывается учреждением образования на основе действующих типовых учебных программ для учреждений профессионально-технического образования по соответствующей специальности и квалификации. Информируем, что Министерством образования Республики Беларусь утверждено 25 программ вступительных испытаний по специальности. Утвержденные программы можно использовать при организации приема по соответствующим специальностям.

На республиканском портале ”Профессиональное образование“ в разделе ”Интеграция уровней образования“ размещены материалы о разработке и издании интегрированных учебных программ по дисциплинам, сборников учебно-программной документации для профессионально-технических колледжей, формы учебных планов и учебных программ, макет программы вступительного испытания по специальности и перечень программ, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, иные материалы в помощь педагогическим работникам учреждений, реализующим образовательные программы среднего специального образования интегрированных с образовательными программами профессионально-технического образования.

Обращаем внимание руководителей профессионально-технических колледжей (особенно, в которых по отдельным специальностям среднего специального образования 70 и более процентов от общего числа трудоустроенных выпускников идут работать по профессиям рабочих с низким (ниже четвертого) разрядом) на необходимость проработки совместно с организациями-заказчиками кадров возможности перехода на подготовку рабочих со средним специальным образованием по специальностям, необходимым региональным рынкам труда.

Для учреждений профтехобразования созданы электронные средства обучения (ЭСО) по учебным предметам профессионального компонента: ”Основы ботаники, дендрологии и цветоводства“, ”Общий курс слесарного дела“, ”Оборудование швейного производства“, ”Конструирование швейных изделий“, ”Технология швейного производства“. Содержание вышеперечисленных электронных средств обучения соответствует утвержденной учебно-программной документации по соответствующим учебным предметам.

Все средства обучения прошли процедуру технической, дизайн-эргономической и педагогической экспертизы, приняты комиссией и получили гриф ”Рекомендовано учреждением образования ”Республиканский институт профессионального образования“.

Информируем, что названные электронные средства обучения переданы в региональные учебно-методические центры, Минский областной учебно-методический кабинет. Учреждения профтехобразования могут получить копию ЭСО в региональном учебно-методическом центре или в Центре информационных технологий УО РИПО.

В связи с изменением подходов в нормативном правовом регулировании специального образования с 1 сентября 2011 года, отменой Закона Республики Беларусь ”О профессионально-техническом образовании“, в том числе пункта 1 статьи 17, необходимо для групп нового набора из числа лиц с особенностями психофизического развития (далее – лиц с ОПФР) разработку учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования по специальности (специальностям), осуществлять на основе типового учебного плана по специальности (типовых учебных планов по специальностям) с учетом выбранных учреждением образования квалификаций и их уровней.

При этом при разработке учебного плана для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью (на основе 1-ого отделения вспомогательной школы) рекомендуем в учебные предметы по выбору профессионального компонента включить учебный предмет ”Социальное ориентирование“ в объеме 70 учебных часов (при обучении 1 год) и в объеме 140 учебных часов (при обучении 2 года). Изучение данного учебного предмета следует организовать по учебной программе ”Социальное ориентирование“ для XI-XII классов 1-го отделения вспомогательной школы (Мн., НИО, 2007). С учетом специфики соответствующей специальности (специальностей) дополнительное изучение учебных предметов общеобразовательного компонента (социально-гуманитарный цикл: белорусский язык, русский язык, история Беларуси; естественно-математический цикл: математика, информатика, физика, астрономия, химия, биология, география) рекомендуем осуществлять за счет времени, отводимого на факультативы.

При разработке учебного плана для обучения лиц с нарушением слуха, нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата рекомендуем изучать учебный предмет ”Социальное ориентирование“ в объеме 34 учебных часов (при обучении на основе общего базового образования с получением общего среднего образования) за счет времени, отведенного на факультативы. При этом рекомендуем изучать разделы ”Социальные и экономические услуги“ и ”Человек как работник“ экспериментальной учебной программы ”Социальное ориентирование“ для профессионально-технических учебных заведений для групп учащихся с особенностями психофизического развития (Мн., РИПО, 2002).

Изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ при обучении лиц с ОПФР по всем образовательным программам профессионально-технического образования реализуется в общеобразовательном компоненте по соответствующим учебным программам, включенным в Перечень учебно-программной документации по учебным предметам общеобразовательного компонента учебных планов учреждений, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования на 2011/2012 учебный год.

Обращаем внимание, что учебный предмет ”Допризывная (медицинская) подготовка“ лицами с ОПФР не изучается.

При организации обучения лиц с ОПФР в учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц, необходимо руководствоваться методическими рекомендациями ”Обучение учащихся с особенностями психофизического развития в интегрированных группах“ (Мн., РИПО, 2010).

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2011 год учреждениям профтехобразования в сентябре-ноябре необходимо провести мониторинг качества образовательного процесса за 2010/2011 учебный год. При проведении мониторинга следует использовать методические рекомендации ”Мониторинг системы профессионально-технического образования“, изданные УО РИПО в 2010 году с дополнениями и изменениями 2011 года. Аналитическая записка по результатам мониторинга, проиллюстрированная таблицами, графиками, диаграммами с приложениями представляется региональными органами управления образованием в УО РИПО до 5 декабря 2011 года на бумажном и электронном носителях. С 2010/2011 учебного года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь ”О выполнении постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь ”О ходе выполнения Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы“ от 28 декабря 2010 г. № 833 проводится также мониторинг качества общего среднего образования, о порядке проведения которого учреждениям образования будет сообщено дополнительно.

Аналитический отчет ”Мониторинг системы профессионально-технического образования Республики Беларусь в 2008/09 – 2010/11 учебном году“ (выпуск 2) будет издан УО РИПО в 2011 году.

Основной целью развития профессионально-технического образования в соответствии с Государственной программой развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совмина Республики Беларусь 27.12.2010г. №1900, является повышение качества и доступности профессионально-технического образования, приведение его в соответствие с современными потребностями человека, общества и государства. Одним из ресурсов повышения качества является внедрение системы менеджмента качества (СМК). Информация о преимуществах СМК, требованиях к документации, этапах работы, процессах и видах деятельности учреждения образования в рамках СМК, а также специальные термины и определения изложены в методических рекомендациях ”Проектирование и внедрение системы менеджмента качества в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования“, изданных УО ”РИПО“ в 2011г.

Для повышения уровня профессиональной компетентности всех категорий работников системы профессионально-технического образования и в целях оптимизации образовательного процесса в учреждениях профтехобразования факультет повышения квалификации и переподготовки кадров профессионального образования УО ”РИПО“ проводит базовые и целевые курсы повышения квалификации, а также переподготовку руководящих и педагогических работников системы на базе высшего образования по следующим специальностям: ”Профессиональное обучение“ с присвоением квалификации ”Преподаватель“; ”Педагогическая деятельность специалистов“ с присвоением квалификации ”Преподаватель“; ”Информатика“ с присвоением квалификации ”Преподаватель информатики“; ”Менеджмент учреждений профессионального образования“ с присвоением квалификации ”Менеджер в сфере образования“; ”Социальная педагогика“ с присвоением квалификации ”Социальный педагог“; ”Практическая психология“ с присвоением квалификации ”Педагог-психолог“, а также на базе среднего специального образования по специальности ”Профессиональное обучение“ с присвоением квалификации ”Мастер производственного обучения“; ”Внеклассная и внешкольная воспитательная работа“ с присвоением квалификации ”Педагог-организатор“.

На постоянной основе на факультете ПК и ПП УО РИПО функционирует система подготовки педагогических работников всех категорий, включая и мастеров производственного обучения, к аттестации и сдаче экзамена на соответствие высшей квалификационной категории.

Также факультет предлагает курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки для мастеров производственного обучения со сдачей квалификационного экзамена по следующим квалификациям: токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, оператор станков с программным управлением, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, каменщик, электрогазосварщик, станочник деревообрабатывающих станков.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами обращаем внимание на важность и актуальность повышения квалификации резерва руководящих кадров, лиц, ответственных за внедрение системы менеджмента качества в учреждениях образования, вопросы энерго- и ресурсосбережения, охрану труда, а также таких категорий, как бухгалтер, секретарь, делопроизводитель, инспектор отдела кадров.

Подробная информация размещена на сайте http://ripo.unibel.by/

Информируем, что в 2011 году отчет по государственной статистической отчетности 1-профтех будет осуществляться по вновь утвержденным формам. При этом планируется использование разработанной автоматизированной информационно-аналитической системы сбора и обработки показателей данной формы. О сроках обучения лиц, ответственных за составление указанных отчетов, будет сообщено дополнительно.
III. Изучение учебных предметов общеобразовательного компонента

Изучение учебных предметов общеобразовательного компонента осуществляется в соответствии с Перечнем учебно-программной документации по учебным предметам общеобразовательного компонента учебных планов учреждений профессионально-технического образования на 2011/2012 учебный год (прилагается). Тематические планы по учебным предметам общеобразовательного компонента разрабатываются в учреждениях образования на основе указанных в Перечне учебных программ или тематических планирований.

В учреждениях образования необходимо продолжить работу по реализации положений Закона Республики Беларусь ”Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі от 23 июля 2008 г. № 420-З. При этом необходимо руководствоваться “Прапановамі па арганізацыі выканання плана мерапрыемстваў па рэалізацыі палажэнняў Закона Рэспублікі Беларусь ад 23 ліпеня 2008 г. “Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі” на 2010 – 2013 гг.”, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 17 ноября 2009 г. Особое внимание нужно обратить на ознакомление преподавателей белорусского языка с новой редакцией правил белорусской орфографии и пунктуации, на обеспечение библиотек новыми учебниками по белорусскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с целью организации обучения в соответствии с положениями Закона.

Изучение учебных предметов ”История Беларуси“, ”Всемирная история“ учебными группами нового набора осуществляется в соответствии с программами для 10-11 классов учреждений общего среднего образования, опубликованными в научно-методическом журнале ”Гісторыя: праблемы выкладання“ (2010 г., № 7 – для 10 класса; 2009 г. № 7 – для 11 класса). Указанные программы размещены также на сайтах Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования, Республиканском портале ”Профессиональное образование“ (http://ripo.unibel.by).

В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2010 г. № 04-03-07/П-243/4 ”О преподавании курса“ для обучающихся на основе общего базового образования на первом курсе по всем специальностям организуется преподавание курса ”Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)“ в качестве факультатива в объеме 18 учебных часов (8 часов за счет учебного времени, предусмотренного в учебных планах на изучение дисциплин ”Всемирная история“ и ”История Беларуси“, 10 часов – за счет резерва учебного времени, а также учебного времени, отведенного на факультативы и консультации). По результатам изучения указанного факультатива учащемуся выставляется отметка, которая учитывается при выставлении отметки за год по учебному предмету ”История Беларуси“.

Информируем, что с 2012/2013 учебного года планируется введение обязательного экзамена по иностранному языку на уровне общего среднего образования. В целях эффективной организации образовательного процесса по иностранным языкам необходимо руководствоваться рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь (”Настаўніцкая газета“, 11 сентября 2010 г.).

При проведении экзаменов в устной форме по учебным предметам общеобразовательного компонента используются билеты для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь для учреждений общего среднего образования.

Материалы для письменных экзаменов формируются на основе сборников экзаменационных материалов для общеобразовательных учреждений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь:

по белорусскому языку – ”Зборнік экзаменацыйных матэрыялаў па беларускай мове для агульнаадукацыйных устаноў (узровень агульнай сярэдняй адукацыі). Тэксты для пераказаў“. – Мн.: ”Нацыянальны інстытут адукацыі“, ”Аверсэв“, 2011 года издания;

по русскому языку – ”Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего среднего образования). Тексты для изложений“. – Мн.: ”Национальный институт образования“, ”Аверсэв“, 2011 года издания;

по математике”Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету ”Математика“ на уровне общего среднего образования“. – Мн.: ”Национальный институт образования“, 2011 года издания.

С 1 сентября 2011 года изучение международного гуманитарного права в рамках темы ”Основы международного права. Международное гуманитарное право“ учебного предмета ”Основы права“ осуществляется в объеме 4 учебных часов в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, в объеме 10 учебных часов – в учреждениях, реализующих образовательные программы среднего специального образования. Примерные тематические планы изучения данной темы размещены на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ по адресу: отдел методического обеспечения общего среднего образования: http://ripo.unibel.by/oso/ (Уровни образования → Общее среднее образование → Методические рекомендации для преподавателей учебных предметов → Основы права). Преподавателям необходимо внести соответствующие коррективы в календарно-тематическое планирование по учебному предмету.

В учреждениях реализующих образовательные программы среднего специального образования при изучении факультатива ”Основы идеологии белорусского государства“ рекомендуется использовать учебные издания:

Лученкова Е.С. Основы идеологи белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.

Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб пособие / Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. –Минск: Экоперспектива, 2010.

Перечень учебников и учебных пособий, рекомендуемых к использованию в учебном процессе, размещен в издании ”Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь“ (апрель 2011 г.).



Оборудование кабинетов по учебным предметам осуществляется в соответствии с Перечнем средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 октября 2008 г. № 97; ”Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь“, № 7, 2009 г.).

Приобрести необходимые средства обучения и учебно-производственное оборудование можно:

в Белорусском республиканском торговом объединении ”Глобус“ по адресу: 220024, г. Минск, ул. Пирогова, 5 (филиалы объединения имеются в каждой области); телефон для справок: (017)275-12-05; 275-60-31; факс 275-24-12; 220034, г. Минск, ул. Козлова, 8; телефон для справок 294 01 16, 285 35 30.

в научно-методическом учреждении ”Национальный институт образования“ по адресу: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 3. Телефон для справок: 293 87 87; факс 292 52 12 (магазин ”Адукацыя“).

В учреждениях образования в обязательном порядке необходимо организовать изучение инструктивно-методических писем Министерства образования к началу учебного года, которые ежегодно публикуются в мае-августе в ”Настаўніцкай газеце“ и содержат подробные рекомендации по учебно-методическому обеспечению общеобразовательных предметов.

В УО РИПО функционирует система повышения квалификации педагогических работников, в рамках которой в 2012 году состоятся курсы для преподавателей белорусского языка, немецкого языка, математики, физики и астрономии, химии, биологии, допризывной и медицинской подготовки в сроки, предусмотренные Планом повышения квалификации и переподготовки специалистов профессионально-технического и среднего специального образования УО РИПО.

Рекомендации об особенностях изучения учебных предметов общеобразовательного компонента в 2011/2012 учебном году, информация по вопросам научно-методического обеспечения общего среднего образования размещены на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ по адресу: http://ripo.unibel.by/oso/ (отдел методического обеспечения общего среднего образования); адрес электронной почты: omo_oso@ripo.unibel.by , тел для справок (017)200 13 04.


IV. Об организации воспитательной работы

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы деятельность учреждений профессионально-технического образования в 2011/2012 учебном году направлена на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности конкурентоспособных специалистов, обладающих способностью к профессиональному совершенствованию, саморазвитию социальной и личностной компетентности.



Приоритетными направлениями идеологической и воспитательной работы являются формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, активной жизненной позиции, воспитание культуры семейных отношений, повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, развитие профессиональных качеств будущего специалиста: конкурентоспособности, исполнительности, ответственности, профессиональной мобильности, предприимчивости и др.

В учреждениях профессионально-технического образования программно-планирующая документация по идеологической и воспитательной работе разрабатывается в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании (глава 9, статья 95).

Важным условием эффективности идеологической и воспитательной работы является организация и проведение мониторинга качества системы воспитания, который реализуется на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 497 ”Об идеологическом сопровождении воспитательной работы“. В целях совершенствования действующей системы мониторинга и определения эффективности работы с обучающимися рекомендуется использовать методическое пособие ”Планирование и организация изучения качества воспитания в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования“, РИПО, 2011, в котором содержится обновленный диагностический инструментарий, позволяющий определить эффективность работы.

Воспитание уважения к государственной символике Республики Беларусь, к историко-культурному наследию белорусского народа, формирование национального самосознания являются неотъемлемой составляющей гражданско-патриотического воспитания в системе работы учреждений образования. Значительное внимание при организации патриотического воспитания учащейся молодежи должно уделяться повышению воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин, в первую очередь дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Характерной особенностью работы учреждений профессионально-технического образования по гражданско-патриотическому воспитанию должно стать использование инновационных, интерактивных форм и методов, музейная педагогика, забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны и труда, участие в мероприятиях республиканской акции учащейся молодежи ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“.

В новом учебном году в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ и Указом президента Республики Беларусь № 43 от 3 февраля 2011 г. “Об объявлении 2011 года Годом предприимчивости“ необходимо продолжить работу по формированию у обучающихся инициативы, предприимчивости и ответственного отношения к избранной профессии. Организация данной работы связана с активной профориентационной работой, развитием в процессе обучения профессионально значимых качеств учащихся в соответствии с избранной специальностью, проведением конкурсов профессионального мастерства, смотров технического и декоративно-прикладного творчества, фестиваля декоративно-прикладного творчества ”Беларускі вянок“. Особое внимание следует уделить проблеме профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятии, созданию психологических условий закрепления выпускников на рабочем месте. В учреждениях профтехобразования следует организовать факультативные занятия по изучению вопросов, способствующих развитию инициативы и деловой предприимчивости.

Формирование информационной культуры личности будущего специалиста является важным компонентом профессиональной культуры и заключается в подготовке учащихся к жизни в информационном пространстве. Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ нацеливает на дальнейшее развитие информационного пространства как условия оптимизации воспитательного процесса. В учреждениях профессионально-технического образования необходимо обеспечить доступность, регулярное обновление информации по вопросам воспитания на сайтах учреждений образования, ведение журналов учета лиц, использовавших ресурсы Интернета, активнее использовать при организации идеологической и воспитательной работы возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ, обеспечить организацию должного контроля со стороны системных администраторов учреждений образования за интернет-контентом и интересами пользователей локальных компьютерных сетей.

На привитие навыков здорового образа жизни, профилактику всех видов зависимостей должна быть направлена совместная работа учреждений профессионально-технического образования с поликлиниками, центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, наркологическими диспансерами, органами внутренних дел. Решение данной задачи предполагает системный подход к образовательному процессу как здоровьесберегающему.

Принятие Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 - 2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27) и Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь 04.03.2011 №269) предполагает необходимость организации работы по формированию мотивации ведения здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и всему окружающему, ответственности за свою жизнь. Следует разработать и реализовать комплекс мер по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждениях образования, выполнению приказа Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2010 № 516 ”Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования“, других нормативных правовых документов, усилению работы по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению учащихся в массовые занятия физкультурой и спортом.

Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий отводится дням здоровья, спорта и туризма, ”урокам футбола“. Необходимо обратить более пристальное внимание на вовлечение в организованную деятельность несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в ИДН.

В новом учебном году наиболее эффективными формами и методами работы в сфере экологического воспитания, формирования экологического самосознания, экологической этики и радиоэкологической культуры учащейся молодежи являются: экологический, семейный туризм и агротуризм; эколого-краеведческая деятельность, изучение истории и культуры родного края, обычаев белорусов.

Специалистам социально-педагогической психологической службы необходимо обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение всех учащихся с учетом принципов непрерывности и преемственности, в первую очередь нуждающихся в особом педагогическом внимании, уделять особое внимание профилактике суицидов, формированию ценностного отношения к жизни и адекватной самооценки молодежи. Реализация данной цели требует от педагогов-психологов системного анализа проблемных ситуаций, организации взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В 2011/2012 учебном году необходимо продолжить по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 ”О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях“, организации работы по защите прав и законных интересов детей, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

В целях реализации Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2011-2013 годы (Указ Президента Республики Беларусь 02.10.2010 № 518) необходимо расширить сеть консультативных услуг, осуществляемых социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, осуществлять психолого-педагогическое, социально-правовое просвещение, коррекционную помощь и поддержку учащихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении.



Система работы по профилактике преступлений и правонарушений среди учащейся молодежи в новом учебном году предполагает четкую координацию усилий руководителей учреждений образования, педагогических работников, родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов (МВД, ИДН, КДН, прокуратуры), других заинтересованных государственных учреждений и общественных организаций. Следует активно вовлекать учащихся в правоохранительное движение (создание и функционирование служб охраны правопорядка, оперативных молодежных отрядов), что создаст возможность привлечения юношей и девушек к процессу принятия правовых решений. Особое внимание необходимо уделять профилактике наркомании, токсикомании, фальшивомонетничества, коррупции в соответствии с Государственной программой комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 г. № 1634).

Обязательной составляющей воспитательно-профилактической работы является формирование правовой культуры личности. В целях повышения уровня правовой информированности субъектов воспитательного процесса и в рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011-2015 годы (распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь 3.12.2010г № 177) необходимо обеспечить доступ к информации на Детском правовом сайте (www.mir.pravo.bv), шире использовать возможности дистанционного консультативного пункта для родителей, учащихся и педагогов по правовому просвещению и профилактике торговли людьми, действующего на базе Республиканского института профессионального образования.



Развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности должно стать важнейшей целью учреждений профессионально-технического образования. Развитию творческого потенциала личности, максимальному приближению воспитания каждого обучающегося к его способностям и возможностям, формированию у молодежи навыков построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда необходимо уделить особое внимание в новом учебном году. Педагогическим коллективам рекомендуется активизировать работу по созданию инфраструктуры социокультурного окружения одаренной молодежи, интеллектуального и творческого совершенствования будущих рабочих и специалистов на основе организации исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности, работы научных обществ учащихся, объединений технического творчества.

В учреждениях профессионально-технического образования в новом учебном году необходимо акцентировать более пристальное внимание на педагогическую поддержку деятельности первичных организаций общественного объединения ”Белорусский республиканский союз молодежи“, профсоюзных организаций учащихся в целях повышения степени активности их членов в проводимой воспитательной и идеологической работе.

Руководству учреждений профессионально-технического образования в 2011/2012 учебном году рекомендуется более пристальное внимание уделить организации и эффективности работы по обеспечению общественного порядка, соблюдению техники безопасности и условий безопасности жизнедеятельности в учебных корпусах, общежитиях, пропускной системы.

Руководителям учреждений профессионально-технического образования следует обратить внимание на проведение методической работы с педагогическими работниками, организующими воспитательный процесс, повышение квалификации педагогических кадров по вопросам воспитания, использования информационных технологий в воспитательном процессе. В 2011/2012 учебном году запланировано проведение республиканского семинара-практикума ”Использование информационных технологий в развитии личности будущего специалиста“ для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе учреждений профессионально-технического образования. На базе Республиканского института профессионального образования будет продолжена работа консультационных центров для молодых специалистов в области воспитания, социально-педагогического и психологического сопровождения учащейся молодежи, обеспечено оказание дистанционной методической помощи педагогическим работникам.

Информация по научно-методическому обеспечению воспитания и актуальным проблемам социализации личности расположена на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ (www.ripo.unibel.by), в электронном журнале ”Воспитание. Личность. Профессия“. Методические рекомендации по организации идеологической и воспитательной работы в новом учебном году в учреждениях профессионального образования будут дополнительно опубликованы в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

V. Организация учебного книгоиздания и книгообеспечения

Республиканский институт профессионального образования организует системную и целенаправленную работу по подготовке и изданию учебной литературы.

Напоминаем, что формирование и обновление библиотечных фондов необходимо осуществлять, прежде всего, национальной учебной литературой, прошедшей научно-педагогическую экспертизу и получившей гриф Министерства образования Республики Беларусь (учебник, учебное пособие) или УО РИПО (пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь и т.д.). В соответствии с Положением ”О лицензировании отдельных видов деятельности“, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010, при лицензировании образовательной деятельности необходимо наличие библиотечного фонда по каждой подлежащей изучению в предстоящем году учебной дисциплине из расчета не менее одного учебника (учебного пособия) на 5 обучающихся в очной и на каждого обучающегося при заочной форме получения образования.

Государственной программой развития профессионально-технического образования на 2011–2015 гг. предусмотрено издание и организация переиздания наиболее востребованной учебной литературы в связи с обновлением образовательных стандартов, типовых учебных планов по специальности и типовых учебных программ по учебным предметам, а также необходимостью пополнения и обновления библиотечных фондов. В 2011 г. планируется издание 30 наименований учебной литературы. В 2010 г. издано 32 наименования учебной литературы для учащихся учреждений профтехобразования.

Информацию о планируемой к изданию национальной учебной литературе можно найти на сайте центра учебной книги и средств обучения УО РИПО www.ripo.unibel.by/lit, где в разделе ”Планы издания“ помещается утвержденный Министерством образования Республики Беларусь план выпуска учебной литературы для учащихся учреждений профтехобразования на год. В разделе ”Учебная литература для учащихся ПТО“ размещены перечни изданной в 2001–2010 гг. учебной литературы по профилям образования с указанием места издания.

Сведения о видах изданий, выпускаемых Республиканским институтом профессионального образования, содержатся в рекламном Проспекте изданий РИПО, который ежегодно направляется в учреждения образования республики и в электронном виде размещается на сайте. В разделе ”Издания РИПО“ на сайте опубликованы развернутые аннотации новинок литературы для учащихся и педагогических работников.

Одним из условий, гарантирующих своевременное приобретение грифованной учебной литературы, является своевременное оформление (ежегодно до 10 марта) бланков-заказов, рассылаемых в феврале центром учебной книги и средств обучения УО РИПО в учреждения образования.

Учебная литература для учащихся учреждений профтехобразования относится к разряду социально значимой литературы и финансируется государством, что делает ее цену доступной.

Благодарим коллег за подготовку к выпуску учебных изданий для учащихся учреждений профтехобразования и приглашаем для дальнейшего сотрудничества в качестве авторов.

Сведения о потребности в учебной литературе, о необходимости переиздания, предложения по формированию планов издания, по включению кандидатур практических работников в состав авторских коллективов для подготовки учебной литературы, отзывы и предложения можно направлять в центр учебной книги и средств обучения УО РИПО по адресу: 220004, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32. Тел./факс (017) 226-41-00, тел. 200-15-91, 200-62-23. E-mail: lit@ripo.unibel.by, izdatel@ripo.unibel.by.



Заместитель Министра Б.В.Иванов

Приложение 1

Перечень


специальностей, по которым в 2010 году утверждены образовательные стандарты профессионально-технического образования

№ п/п

Код, наименование

специальности



Постановление Министерства образования РБ (дата, №)

Дата введения

1

3-37 04 51 Ремонт воздушных судов,

25 ноября 2010 г.

№ 119


с 1 сентября

2011года


2

3-52 01 51 Производство игрушек

20 октября 2009 г.

№ 65


с 1 сентября

2010 года


Приложение 2



ч. 1 ч. 2 ... ч. 5 ч. 6