Лекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»

ч. 1 ... ч. 16 ч. 17 ч. 18 ч. 19

5.4. Виды и меры юридической ответственности


Юридическая ответственность — это применение к лицу мер государственного принуждения в связи с совершенным право­нарушением. В литературе юридическая ответственность опреде­ляется как претерпевание лицом, совершившим правонарушение, каких-либо лишений организационного, личного, имуществен­ного, морального и иного характера в результате применения к нему конкретных мер наказания. Такого рода лишения могут непосредственно затрагивать личные права (например, лишение свободы) или имущественные (штраф, конфискация имущест­ва), они могут иметь организационный характер (запрещение занимать определенные должности) или какой-либо иной. Ос­нованием юридической ответственности является совершение правонарушения.

Юридическая ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них, наступает при наличии ряда условий. Существуют общие условия ответственности за причинение вреда. Однако в данной сфере они имеют свои специфические особенности.

Основное условие — это противоправные действия продавца (изготовителя продукции, исполнителя услуги). Противоправным в данном случае считается передача покупателю (заказчику) продукции (товара, работ, услуги) не просто с определенными недостатками, а с недостатками такого рода, которые способны причинить вред жизни, здоровью или имуществу гражданина или имуществу юридического лица. Противоправность действий изготовителя продукции состоит в том, что им произведена продукция с такими недостатками.

Непредоставление полной и достоверной информации о продук­ции (товаре, работе, услуге) противоправно, если это может по­служить причиной возникновения вреда как вследствие непра­вильного использования продукции, так и из-за отсутствия у нее тех характеристик, которые ей приписывались. Данный вид нару­шения не следует сводить лишь к тем случаям, когда обязанность предоставить информацию о продукции закреплена конкретной нормой закона (например, ст. 495, 726, 732, 736 ГК РФ).

Вред как условие ответственности выражается в порче или уничтожении имущества потерпевшего, в расходах на восста­новление здоровья, утрате заработка (дохода) в связи со сниже­нием (утратой) трудоспособности и т.п. Если имущественные потери возникли у потерпевшего как следствие нарушения его личных неимущественных благ, в частности таких, как жизнь и здоровье, можно говорить о нанесении ему морального вреда, который также подлежит компенсации.

Граждане, выступающие как потребители, имеют право на компенсацию морального вреда и тогда, когда он возник в ре­зультате нарушения их имущественных прав (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Имущественный вред подлежит возмещению в полном объеме в натуре либо путем компенсации убытков.



Продавец (изготовитель) продукции или исполнитель работы (услуги) несет юридическую ответственность только в том случае, если между вредом, возникшим у потерпевшего, и недостатками продукции или отсутствием у него полной и достоверной информации о продукции имелась юридически значимая причинно-следственная связь. Бремя доказывания этой связи, равно как и обоснования размера вреда, возлагается на самого потерпевшего.

В зависимости от характера (вида) совершенного правонарушения и характера санкций различаются следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая (имущественная), дисциплинарная (рис. 5.3).



Уголовная ответственность наступает за совершение преступления и выражается в применении к лицу наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 14 уголовная ответственность наступает при совершении преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Для того чтобы преступление считалось совершенным тем или иным лицом, необходимо, чтобы в его деянии (действии или бездействии) присутствовали все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ: объект преступ-



ления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Уголовная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу, наступает в следующих случаях:


  • гибель людей;

  • нанесен значительный ущерб окружающей среде, животному миру или здоровью людей;

  • сумма имущественного ущерба составляет значительную величину (более одной тысячи минимальных размеров оплаты труда);

  • имеет место неоднократность совершения одного и того же преступления со стороны изготовителя (исполнителя, продавца).

Конкретными видами преступлений, за которые к продавцам (изготовителям) продукции может быть применена уголовная ответственность являются следующие.

Нарушение санитарно - эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок (ст. 236 УК РФ).

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспе­чивать население такой информацией. Подлежат наказанию по ст. 237 УК РФ. Это может быть штраф в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Наказание – штраф в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

За те же деяния наказание ужесточается, если они:



  • совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  • совершены неоднократно;

  • совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

  • повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

В этих случаях наказанием может быть штраф в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Если любое из указанных деяний повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то оно наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.



Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов. Виновными признаются лица, ответственные за соблюдение этих правил, если правонарушение повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Наказание - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 246 УК РФ).

Административная ответственность наступает за соверше­ние административного правонарушения (проступка) и влечет применение мер, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и иными нормативными актами. Административная ответственность перед государством осуществляется в виде уплаты штрафов в бюджет и наступает в случае реализации на территории Российской Федерации следующей продукции:

  • без сертификата соответствия, хотя она подлежит обязательной сертификации;

  • не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов, на которые она сертифицирована;

  • неправомерно маркированной знаком соответствия;

  • на которую неправомерно (необоснованно) выданы сертификат и знак соответствия.

При обнаружении данных видов нарушений к сторонам, участвующим в сертификации, применяются следующие меры ответственности:

  • временное прекращение действия или объявление недействительным сертификата соответствия;

  • приостановление действия или аннулирование аттестата аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Дисциплинарная ответственность это ответственность за совершение дисциплинарного проступка, т.е. нарушение трудовой, служебной, воинской или учебной дисциплины, влекущее применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего распорядка, уставами (положениями) о дисциплине. Виды дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение) могут быть применены к работникам субъекта хозяйственной деятельности, допустившим конкретные нарушения требований нормативных документов. Для работников торговли предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания: штрафная ответственность, отстранение от работы, приостановка выплаты зарплаты и др.

Гражданская ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором либо за иное противоправное деяние, причиняющее вред имущественным или личным неимущественным правам и интересам, охраняемым нормами гражданского права.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством через суд, арбитражный суд или третейский суд. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и производителями продукции (выполнения работ, оказания услуг) надлежащего качества и безопасной для жизни и здоровья потребителей, т. е. продукция должна быть сертифицирована в соответствии с Законом РФ «О стандартизации».

Передача покупателю продукции надлежащего качества является прямой обязанностью продавца. Качество продукции оговаривается сторонами в договоре, или она должна иметь сер­тификат и знак соответствия (продукция обычного качества) конкретному назначению продукции, известному продавцу. Вопрос соответствия ее обычному качеству решается с учетом конкретных обстоятельств. В случае продажи некачественной продукции (товаров, работ и услуг) продавец несет ответственность за неисполнение обязанности передать продукцию покупателю. Последний в таком случае имеет право требовать реального испол­нения договора (передачи ему товаров и возмещение убытков, причиненных задержкой исполнения), либо при утрате интереса к договору (продукции) он вправе отказаться от договора (продукции) и потребовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Гражданское законодательство подробно регламентирует во­прос об обязанности и ответственности продавца в случае продажи продукции ненадлежащего качества. Недостатки продукции ненадлежащего качества устраняются безвозмездно. Покупатель вправе самостоятельно договариваться с продавцом об устранении недостатков продукции и возмещении убытков за причиненный вред либо требовать соразмерного уменьшения покупной цены. Если удовлетворение этих требований не покрывает причиненных покупателю убытков, он вправе настаивать на их возмещении.

Нарушенные права покупателя восстанавливаются в течение срока, оговоренного в договоре. Если срок не предусмотрен в договоре, то действует правило о шестимесячном сроке. При наличии у продукции гарантийных сроков либо сроков годности покупатель может осуществить свои права в их пределах. Если после истечения указанных сроков обнаруживаются недостатки купленной продукции (но в пределах срока ее службы), покупатель может осуществить свои права, если докажет, что продукция была продана с недостатками. Однако удовлетворение этих требований становится невозможным, если законодательными актами установлено иное.

Общим основанием наступления ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является наличие вины, кроме случаев, когда законом или дого­вором предусмотрены иные основания ответственности (ст. 401 ГК РФ). Если в договоре срок отсутствует, то следует руководствоваться законодательством (ст. 314 ГК РФ), где предусмотрено исполнение продавцом обязательств «в разумный срок» после возникновения обязательства. После их истечения продавец вправе потребовать принятия продукции покупателем, отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

При отсутствии возможности самостоятельно договориться с продавцом покупатель вправе подать обоснованное исковое заявление в суд за неисполнение обязанности передать товар покупателю. Суд имеет право вынести решение о взыскании с продавца, нарушившего права потребителя, полного возмещения ущерба, а также установить определенную законом меру наказания либо за несоблюдение договорного порядка удовлетворения требований покупателя.

При наличии противоправных действий со стороны продавца покупатель имеет право в исковом заявлении требовать компенсации морального вреда. Противоправным может быть как действие, так и бездействие (не совершены необходимые условия реализации продукции). Моральный вред наступает, если будет доказана причинная связь между противоправным действием продавца и наступившим вредом. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом функциональных обязанностей, подлежит компенсации продавцом при наличии его вины.



Размер компенсации морального вреда определяется судом, его величина не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. В ст. 151 ГК РФ установлены ряд критериев, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда: степень вины продавца (исполнителя) продукции, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Контрольные вопросы и задания по пятому разделу


  1. Что является законодательной и нормативно-правовой базой стандартизации?

  2. Назовите основные Законы, гарантирующие правовое обеспечение в области стандартизации в России.

  3. Какие виды и меры юридической ответственности Вы знаете?



6. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

6.1. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации


Международная стандартизация является организационно-технической основой успешного торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран. Традиционными областями международной стандартизации являются:

  • термины и определения,

  • методы анализа и испытаний,

  • сертификация продукции и услуг,

  • обеспечение безопасности продукции и труда,

  • рациональное использование энергии и природных ресурсов,

  • охрана окружающей среды,

  • управление производством и качеством продукции.

В последние годы сформировались новые направления международной стандартизации - стандартизация телекоммуникаций, информационных технологий и технологий перемещений.

Особенно наглядно роль международной стандартизации проявляется в области международного товарообмена, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути международной торговли. Например, из-за различия между стандартами США и большинства других стран на телевизоры в 60-е годы Америка вынуждена была отказаться от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран, а голландская фирма «Филипс», чтобы удовлетворить требования стран-импортеров, изготавливала один и тот же радиоприемник в 12 вариантах.

В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. «Мир в движении - международные стандарты содействует перемещению людей, энергии, товаров и информации» – под таким девизом 14 октября 1995 г. отмечался Всемирный день стандартов. Не случайно международные стандарты сравнивают с ключом, который открывает рынки.

Для Российской Федерации на нынешнем этапе ее развития основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация - согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

6.2. Международные и региональные организации по стандартизации


Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 году, когда была проведена первая конференция секретарей национальных комитетов по стандартизации. На ней присутствовало всего семь участников, но выработанные ими организационные принципы стали основой для создания в 1926 г. Международной Федерации национальных ассоциаций по стандартизации (ИСА). ИСА разработала около 180 международных рекомендаций по стандартизации, но с началом второй мировой войны ее деятельность была прекращена. После окончания войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации - ИСО (International Organization for Standardization - ISO). В нее вошли 25 национальных организаций по стандартизации. На заседании генеральной ассамблеи ООН был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы их работы.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).



Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами и развития сотрудничества в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях.

В настоящее время в состав ИСО входят национальные организации по стандартизации 120 стран. Россию представляет Госстандарт России, имеющий статус комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов.



Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Кроме этого членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов и членов-абонентов. Члены-корреспонденты не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура ИСО показана на рис. 6.1.

В ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы: - технические комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами (не более трех делегатов от каждого комитета-члена, которых могут сопровождать наблюдатели). Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов: ПЛАКО – техническое бюро; СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации; КАСКО – комитет по оценке соответствия; ИНФКО – комитет по информационным системам и услугам; ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам; КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей; РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

В качестве примера приведем направления деятельности Комитета по оценке соответствия (КАСКО):







  • изучение способов оценки соответствия продукции и систем качества стандартам;

  • подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации систем качества;

  • содействие взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию систем качества;

  • создание руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации;

  • создание методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний;

  • периодическое проведение анализа всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

Результаты работы КАСКО имеют особое значение для стран, где создаются национальные системы сертификации. За последние несколько лет КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил целый ряд руководств по основным аспектам сертификации, которые нашли широкое признание в странах – членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации.

Официальными языками ИСО являются английский, французский и русский.

Алгоритм разработки международного стандарта:


  • заинтересованная сторона (комитет-член, технический комитет, комитет Генеральной ассамблеи или организация, не являющаяся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта;

  • Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего технического комитета. ТК будет создан при условии, если большинство комитетов-членов голосуют «за» и не менее пяти из них намерены стать членами рабочих групп в этом ТК, а техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта;

  • после достижения консенсуса в отношении проекта стандарта технический комитет передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качестве международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют более 30 тысяч экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций. Госстандарт России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями участвует в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134 ТК ИСО и возглавляют работы 52 ТК ИСО.

Следует отметить, что международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Но в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся поддерживать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций. Поэтому при разработке международных стандартов идет серьезная борьба между отдельными странами, отдельными крупнейшими мировыми изготовителями соответствующей продукции за формулировки требований, закладываемых в эти стандарты.

Помимо ИСО существует целый ряд международных организаций по стандартизации. Рассмотрим кратко задачи и направления деятельности некоторых из них.

М
еждународная электротехническая комиссия - МЭК (International Electrotechnical Commission - IEC/CEI)
. Ее цель – содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с ней проблем в области электротехники и радиоэлектроники. Направление деятельности – разработка международных стандартов в областях электротехники, радиоэлектроники и связи.

МЭК была создана в 1906 г. – задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой – на координацию технической деятельности.



М
еждународная организация законодательной метрологии - МОЗМ (International Organization of Legal Metrology - OIML)
. Ее цель – международное согласование деятельности национальных метрологических служб, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений. Направления деятельности: установление единых методов нормирования метрологических характеристик средств измерений; гармонизация поверочной аппаратуры, методов сличения, поверок и аттестации измерительных приборов; обеспечение применения унифицированных единиц измерений; выработка оптимальных форм организации метрологических служб и др.

Е
вропейская организация по качеству - ЕОК (European Organization for Quality - EOQ)
. Цель – содействие, распространение, совершенствование с помощью всех возможных средств применения практических методов и теоретических принципов управления качеством (в целях повышения качества и надежности продукции, услуг). Направления деятельности: изучение актуальных проблем качества; разработка руководящих документов, пособий, справочников, рекомендаций и других методических документов по вопросам качества; организация ежегодных конференций, симпозиумов, семинаров, курсов.

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation - ILAC). Цель – обмен информацией и опытом по системам аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными лабораториями, на основе соглашений по признанию с
истем аккредитации лабораторий. Направления деятельности: разработка рекомендаций по заключению соглашений по взаимному признанию протоколов испытаний и сертификатов без аккредитации лабораторий; разработка рекомендаций и типовых соглашений по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов; разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями; подготовка информации о действующих в странах системах аккредитации лабораторий и системах испытаний продукции.

Европейский комитет по стандартизации - СЕН (European Committee for Standardization - CEN). Цель – устранение в рамках Европейского союза (ЕС) технических барьеров, связанных с различием национальных стандартов на изделия, противоречивыми правилами по их эксплуатации, с отличающимися нормами по технике безопасности, охране природы и здоровья. Направления деятельности: гармонизация стандартов стран – членов СЕН и разработка европейских стандартов; представление ЕС и другим межправительственным организациям европейских стандартов, на которые они могли бы ссылаться в своих директивах и других официальных документах; сотрудничество с правительственными, научно-техническими и э
кономическими организациями в странах ЕС по вопросам стандартизации; поддержка международной стандартизации через ИСО и МЭК и единообразного применения в Европе стандартов ИСО и других международных стандартов и рекомендаций; предоставление услуг, связанных с сертификацией на основе европейских стандартов.

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике - СЕНЭЛЕК (European Committee for Electrotechnical Standardization - CENELEC). Цель – устранение всех технических различий в национальных стандартах и процедурах сертификации соответствия изделий стандартам в странах – членах СЕНЭЛЕК для преодоления технических барьеров в торговле. Н
аправления деятельности
: разработка европейских стандартов на различные виды электрооборудования; разработка стандартов в области информатики. http://www.cenelec.org/

Е
вропейская
экономическая комиссия ООН - ЕЭК ООН (United Nations Economic Commission for Europe - UNECE). Направления деятельности – область стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей.

6.3. Сотрудничество по стандартизации в рамках СНГ


Поскольку Российская Федерация как независимое государство объективно связано экономическими отношениями с другими бывшими субъектами СССР, чрезвычайно важно было сохранить и развивать на новой основе взаимодействие между ними и в области стандартизации. Поэтому одновременно с подготовкой закона РФ «О стандартизации» была проведена значительная работа по организации совместной деятельности стран-участниц СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации. Результатом этой работы стало «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», подписанное в Москве 13 марта 1992 г.

Соглашение предусматривает, что присоединившиеся к нему государства, обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации и самостоятельно организуют работы в этой области. Но при этом они:



  • используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их применительно к рыночной экономике, гармонизируя с международными нормами и правилами;

  • признают действующие стандарты "ГОСТ" в качестве межгосударственных;

  • сохраняют аббревиатуру "ГОСТ" за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами;

  • осуществляют работы по сертификации на основе общих организационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации;

  • признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве межгосударственных;

  • согласованно решают правовые, экономические и организационные вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних или многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Участники Соглашения обязуются проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

  • принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

  • установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

  • стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

  • информации и систем кодирования;

  • установления единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах-участниках Соглашения;

  • ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

  • ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

  • формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

  • взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

  • взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества;

  • издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

  • координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

  • международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Д
ля выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации, метрологии, сертификации и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации – МГС СНГ (EuroAsia Council on Standardization, Metrology , and Certification - EASC).

Членами МГС являются руководители национальных органов государств – бывших республик СССР по стандартизации, метрологии и сертификации. Деятельность МГС регулируется «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», «Положением о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации», «Правилами процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

Высшим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах - участниках Соглашения. Между заседаниями руководство работой Совета осуществляют Председатель и Ответственный секретарь.

Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время они возложены на председателя Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь Корешкова Валерия Николаевича.

Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. При Совете создано более 230 межгосударственных технических комитетов по стандартизации.

МГС признан ИСО (Резолюция Совета ИСО 26/1996) в качестве региональной организации по стандартизации как Евро-Азиатский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). Как региональная организация по стандартизации Совет сотрудничает с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации .

С учетом изменений, происшедших с момента заключения Соглашения и накопленного опыта, 20 июня 2000 г. был подписан протокол о внесении дополнений и изменений в «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». Этим протоколом признается необходимость проведения согласованной политики не только по стандартизации, метрологии и сертификации, но и по аккредитации (т.е. - по подтверждению компетенции) органов сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Поэтому было решено по всему тексту Соглашения слова «стандартизации, метрологии и сертификации» заменить словами «стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности». Кроме того, была принята новая редакция «Положения о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации». Новая редакция обеспечивает более эффективное взаимодействие МГС с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств и соответствует решению Совета глав государств о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ от 2 апреля 1999 года.

6.4. Международные стандарты ИСО серии 9000


За рубежом стандарты ИСО серии 9000 находят широкое применение при установлении торговых связей в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции поставщика. При этом соответствие системы требованиям стандартов ИСО рассматривают как определенную гарантию того, что поставщик способен выполнить требования, установленные в контракте на поставку, и обеспечить стабильное качество продукции.

В 70 – 80-х годах 20 века специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше – в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, на всех стадиях производства и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции, который был использован при разработке системы качествасовокупности организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции, и ее соответствия требованиям стандартов и контракта.

В процессе работы над системой качества были сформулированы основные принципы и понятия, которые в дальнейшем были использованы ИСО при разработке международных стандартов на системы качества.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества и разработка международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. В 1987 г. были опубликованы первые пять стандартов данной серии и разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества – МС ИСО 8402. В 1994г. после внесения изменений появилась вторая версия и в настоящее время готовится третья версия стандартов.

Структура МС ИСО серии 9000 показана на рис. 6.10.


В МС ИСО серии 9000 установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.



МС ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания по выбору и применению других стандартов, а именно: МС ИСО 9000-1 «Руководящие указания по выбору и применению»; МС ИСО 9000-2 «Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО9003»; МС ИСО 9000-3 «Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения»; МС ИСО 9000 «Руководство по управлению программой обеспечения надежности». В целом стандарт дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий.

Критериями, которые необходимо учитывать при выборе той или иной системы, являются: степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологический фактор и другие. МС ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в МС ИСО 9001, МС ИСО 9002 и МС ИСО 9003. Стандарт содержит новое понятие представления заказчику доказательств того, что система качества и продукция поставщика соответствуют установленным требованиям.



МС ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт оговаривает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует, чтобы была продемонстрирована способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт устанавливает требования по качеству, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта. Эта модель по уровню требований к поставщику является промежуточной.

МС ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции». Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества», состоящий из восьми частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания. В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. В области производства продукции изготовитель должен иметь полное представление о работе предприятия с тем, чтобы иметь возможность выбрать соответствующие элементы для каждого этапа производственной деятельности. Задача состоит в сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества при одновременном повышении экономического эффекта.

Особенностью предлагаемых стандартами ИСО моделей системы качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.

В России стандарты ИСО серии 9000 приняты «методом обложки».

В действующем комплексе ГОСТ Р ИСО серии 9000 –- ГОСТ Р ИСО 9001 охватывает все стадии жизненного цикла продукции, их применяют в тех случаях, когда система качества поставщика должна обеспечивать соответствие установленным требованиям на стадиях исследования и проектирования, производства, транспортирования и хранения, монтажа и эксплуатации; соответственно, ГОСТ Р ИСО 9002 – на стадиях производства, транспортирования, хранения и монтажа; ГОСТ Р ИСО 9003 – только в процессе контроля и испытаний готовой продукции. Наиболее широко используется в практике ГОСТ Р ИСО 9001, наиболее ограниченно – ГОСТ Р ИСО 9003. Последний стандарт содержит «самую доверительную модель», а поэтому применяется только при долговременных контрактах.


Контрольные вопросы и задания по шестому разделу


  1. Какие задачи международного сотрудничества стоят в области стандартизации в настоящее время?

  2. Какие основные международные и региональные организации по стандартизации Вы знаете? Какие задачи стоят перед ними? Каковы их структуры?

  3. В чем заключается сущность международных стандартов (МС) ИСО серии 9000? Приведите структуру комплекса основных МС ИСО серии 9000.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК





  1. Стандартизация и управление качеством продукции / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др.; Под ред. проф. В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 487 с.

  2. Энциклопедический словарь.

  3. Сергеев А. Г., Латышев М. В. Сертификация. – М.: Издательская группа «Логос», 2000. – 248 с.

  4. Глухов В. В., Метс А. Ф. Экономика прокатного производства. – Изд-во Ленинградского университета, 1979. – 132 с.

  5. Полховская Т. М., Воробьева Г. Н., Ртищева Г. А. Стандартизация. Часть 1: Организационно-правовое регулирование работ по стандартизации. – М.: МИСИС, 1999. – 204 с.

  6. Основы комплексной стандартизации / В. В. Ткаченко, Д. М. Комаров, Г. К. Мартынов, В. Н. Фомин. – М.: Издательство стандартов, 1976 – 112 с.

  7. Управление качеством продукции. Справочник / Г. А. Амирджанянц, В. Я. Белобрагин, В. В. Бойцов и др. – М.: Издательство стандартов, 1985. – 464 с.

  8. Информация на сайте ВНИИКИ.

  9. Окрепилов В. В. Управление качеством. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. – 639 с.

  10. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.

  11. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. – М.:Юрайт,1999. –285 с.

  12. Государственная система стандартизации Российской Федерации. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения. - М.: Госстандарт России, 1994.

  13. Государственная система стандартизации Российской Федерации. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов. - М.: Госстандарт России, 1994.

  14. Государственная система стандартизации Российской Федерации. ГОСТ Р 1.4-93. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения. - М.: Госстандарт России, 1994.




  1. Государственная система стандартизации Российской Федерации. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. - М.: Госстандарт России, 1994.

  2. ГОСТ Р 1.8-95. ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

  3. ГОСТ Р 1.10-95. ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них.

  4. Законы Российской Федерации. О защите прав потребителей. О стандартизации. Об обеспечении единства измерений. О сертификации продукции и услуг. - М., 1993 (в редакции Федеральных законов – 1996 г.)

  5. ИСО/МЭК 2:1996. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.



1 В проекте новой редакции Закона РФ «О стандартизации» - федеральный орган исполнительной власти по стандартизации и метрологии.

2 В проекте новой редакции Закона РФ «О стандартизации» - федеральный орган исполнительной власти по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

ч. 1 ... ч. 16 ч. 17 ч. 18 ч. 19