Дмитриевская Лилия "Обманывая возраст. Практика омоложения."

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ... ч. 19 ч. 20

Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРОМАТЕРАПИИ


На вопрос, когда же возникла современная ароматерапия, до сих пор нет однозначного ответа. По одним сведениям, местом рождения ароматерапии являет­ся Древний Египет, по другим - Китай, Индия, Персия. Задолго ли до появления письменности ис­пользовались благовония человеком, сказать никто не может. Скорее всего, ароматы присутствовали в жизни человека ровно столько, сколько существует само человечество.

Первые письменные сведения по этому вопросу принадлежат государству Шумер, существовавшему за 3000 лет до н.э. на территории современного Ира­ка. На клинописной табличке, найденной в Шумере, упоминаются мирт, чабрец, смола деревьев, а также описаны способы использования растительных ле­карств. В древнейших письменных памятниках Ва­вилона (XI век до н.э.), который унаследовал знания и культуру шумеров, встречается уже немало сведе­ний о различных растениях и способах их использо­вания для лечения разнообразных недугов. Уже древними вавилонянами было отмечено, что солнеч­ный свет отрицательно сказывается на лечебных свойствах растений и их следует сушить в тени. Это правило, как вы знаете, сохранилось до наших дней.

Затем Вавилон покоряют ассирийцы, сохраняя все лучшие научные и культурные ценности Древ­ней Ассирии, а их знания, в свою очередь, заимству­ют египтяне, жизнь которых была просто пропитана волшебными ароматами благовоний. Сложно на­звать область, в которой благовония не были бы использованы древними египтянами. Они первыми нашли способы выделения и сохранения ароматов. Ароматические благовония использовались не толь­ко для религиозных таинств, но и добавлялись в обычную, ежедневно употребляемую еду. Аромати­зировались вино, пиво, уксус, хлеб. Многие блюда содержали чеснок и лук.

Целебные свойства ароматов считались сверхъес­тественными и открывались только посвященным, то есть жрецам. В одном из древних памятников письменности описана сцена окуривания помеще­ния для проведения жреческого таинства с помо­щью препарата кифи. Он включал в себя сложный состав эфирных масел, среди которых мы находим ныне широко употребляемые масла можжевельни­ка, мирры, корицы, ладана, жасмина, розы, шафра­на, кассии. А в египетских ботанических садах рос­ли ромашка, майоран, кориандр, гвоздика, лилии, жасмин, апельсиновые цветы и другие хорошо из­вестные нам сегодня растения.

Широко использовались египтянами благовония и для уникального бальзамирования тел умерших. Когда в 1922 году была открыта гробница фараона Тутанхамона (1351-1342 годы до н.э.), запахи кон­сервантов все еще ощущались. Для бальзамирова­ния в основном использовали гвоздику, мускатный орех, мирру, корицу, кедр и другие благовония. При бальзамировании полость черепа опорожнялась и заполнялась ароматическими веществами, а брюш­ную полость, удалив внутренности, заполняли паху­чими смолами. Затем тело вымачивалось в солях и заворачивалось в непроницаемые для воздуха аро­матизированные ткани.

В гробнице фараона Тутанхамона были обнаруже­ны сосуды, содержащие мирру и ладан. Надо заметить, что ладан по своей ценности тогда приравни­вался к золоту. Мирру и ладан применяли в любое время дня и ночи при молитвах и жертвоприноше­ниях, а также для чествования властителей во время пышных празднеств. Ученые обнаружили, что ла­данник, из смолы которого и получают ладан, содер­жит тот лее катализатор, что и гашиш, - тетрагидро-каннабиол, который, воздействуя на височные доли головного мозга, способствует активной выработке серотонина, замедляющего нервные процессы.

Древнеегипетские жрецы хорошо знали тонкости ароматной науки и использовали эфирные масла не только для того, чтобы бальзамировать тела и вызы­вать состояния крайнего умиротворения у паствы, но и для лечения нервных и других заболеваний.

«В древности, - пишут Н. и Е. Рерих, - явление ароматов соединялось с целительным знанием. Жре­цы указывали, как пользоваться и в каких случаях применять ароматы. Так можно без всякого колдов­ства уследить целую лечебную систему, основанную на вдыхании и питании нервной системы через вти­рание. Неразрывно с ароматами стоит понятие на­ших эмоций».

Далеко распространилась слава египетских жре­цов. Целители и мудрецы других народов искали в землях Египта новые знания и опыт, а торговцы спе­шили в Египет, чтобы сбывать партии различных благовоний, ладана и пряностей.

Греки испытали сильное влияние египтян. Так же, как и в Египте, в Греции было принято аромати­зировать продукты и вина. Особенно популярны были роза, фиалка и мирра. «Мирра - ее приятный, освежающий дым готовит тело человека к блаженст­ву сна. Неудачи, преследующие его в течение дня, бесследно исчезают», - пишет Плутарх.

Руки афинских женщин пахли мятой, а аристо­краты после еды омывали руки в лавандовой воде. Известный древнегреческий врач Диоскорид Педаний (I век н.э.) описал свыше 600 видов лекарствен­ных растений в своей книге «Лекарственные веще­ства», и не просто описал, но еще и изобразил их на рисунках и указал, как их применять. Современ­ные сборщики лекарственных трав до сих пор ис­пользуют его наблюдения, определяя время наибо­лее сильного проявления свойств растений.

Свои знания о лечебных свойствах растений Дио­скорид приобрел в многочисленных походах с рим­скими легионерами.

Другой великий греческий врач - Гиппократ, ко­торый жил и творил еще раньше Диоскорида (около 460 года до н.э.), описал 236 лекарственных расте­ний и дал научное обоснование их применению. Гип­пократ верил в пользу вдыхания целебных ароматов и первым рекомендовал больным туберкулезом пре­бывать в сосновом лесу. Розовое масло Гиппократ и его ученики широко использовали для лечения мно­гих гинекологических заболеваний и нарушений пищеварения.

Роза и ее аромат очень высоко ценились и в Рим­ской империи, на которую существенное влияние оказала египетская и греческая медицина. Комнаты в золотом дворце Нерона покрывались ковром из ле­пестков роз высотой до 10 см. В потолках залов двор­ца были устроены специальные приспособления, из которых падали цветы и их лепестки.

Чтобы создать у гостей жизнерадостное настрое­ние, в Древнем Риме было принято обрызгивать ком­наты мятной водой. А студентам, чтобы активизиро­вать работу мозга, рекомендовали во время занятий носить на голове венки из мяты. Во время эпидемий на улицах Древнего Рима разводили костры и сжи­гали траву лаванды.

Древние народы Юго-Восточной Азии - индий­цы, китайцы, японцы развивали свои методы ис­пользования ароматических растений для лечения, ритуалов и других нужд.

В Индии с древних времен и до наших дней сохра­нился обычай окуривать помещение перед отдыхом специальными успокаивающими ароматами пачу­ли, ладана и лаванды.

Китайцы широко применяли лекарственные тра­вы в сочетании с акупунктурой и массажем. В домах богатых китайцев существовала специальная ком­ната для приема родов, в которой жгли полынь, что­бы умилостивить богов и помочь роженице рассла­биться. Дети носили на шее мешочки с камфарой, которая активизировала работу мозга и защищала от болезней. Для продления жизни даосские маги пользовались смолой и семенами сосны и кипариса. В стенах тибетских монастырей замуровывали пуч­ки трав, которые создавали неповторимую духов­ную атмосферу. В Библии мы не раз сталкиваемся с упоминанием масел мирры и ладана.

Говоря об истории ароматерапии, нельзя не упо­мянуть и об арабах, которые впервые применили хо­рошо сегодня известный мускус, который оказался прекрасным фиксатором эфирных масел, обеспечи­вая устойчивость аромата. И именно арабы ввели для использования в медицине, кулинарии и парфю­мерии многие хорошо известные ныне растения: сандал, гвоздику, мускатный орех, камфару, кас­сию и другие.

В Европу благовония и знания по их применению попадают благодаря крестоносцам уже в Х1-ХП1 ве­ках. В средневековых рукописях можно найти различные рецепты приготовления ароматических ма­сел. Наряду с восточными благовониями появляются масла, приготовленные из средиземноморских рас­тений: лаванды, чабреца, розмарина. Когда в Европе в начале XIV века распространилась чума, людям со­ветовали жечь ароматические вещества в домах и на улицах, а также носить их с собой. И действительно, процент выживших во время чумы парфюмеров был очень высок.

Наглядным примером может послужить история о том, как жители английского поселка Буклесбэри в XVIII веке спаслись от мора благодаря тому, что посе­лок был центром производства и торговли лавандой. Лаванда - надежнейшее антимикробное средство. Воздух, насыщенный эфирными маслами лаванды, обладает сильными дезинфицирующими свойства­ми. Известно также, что французские средневековые парфюмеры, а также рабочие парфюмерных фабрик редко страдали от эпидемий холеры и туберкулеза, которые носили в то время чуть ли не повальный ха­рактер.

Впрочем, окуривания и примитивные ингаляции с давних пор использовались при различных заболе­ваниях и известны во многих странах мира. Не была исключением и наша страна. И самый простой при­мер - русская баня. Листья веников, которые ис­пользуются в парилках, особенно молодые, выделя­ют множество фитонцидов - целебных летучих веществ.

На Руси по утрам парились вениками из рябины и полыни, и аромат этих растений заряжал тело бод­ростью и здоровьем. Кроме того, считалось, что запа­хи рябины и пижмы активизируют деятельность го­ловного мозга, а полынь увеличивает силу сокраще­ния мышц, поэтому беременным женщинам было запрещено иметь дело с полынью. А старинный обы­чай париться березовыми вениками сохранился и до наших дней.

В русских аптеках XIX века продавались кури­тельные свечи, содержащие уголь, смолы и травы и обладающие высокими антимикробными свойст­вами. Этими свечами дезинфицировали помещение, в которых находился больной. Широко применя­лись и ингаляции парами скипидара.

В конце XIX века русский врач В. А. Манассеин предложил применять для борьбы с болезнями возду­холечение с применением некоторых запахов, но под­держки у современников он не нашел. В 30-е годы XX века советский врач А. А. Кюнцель одним из пер­вых стал применять при невротических состояниях ароматические ванны с сосновым и валериановым экстрактами. В ходе лечения у больных повышалось настроение и улучшался аппетит.

Интересен в истории ароматерапии и тот факт, что доктор Пембертон, известный изобретатель ко­ка-колы, использовал для своего замечательного на­питка корицу, кориандр, померанец, лимон, мус­катный орех и апельсин.

Термин «ароматерапия», который дословно пере­водится как «использование запаха в качестве лекар­ства», впервые ввел в обиход в 1928 году француз­ский химик Рене М. Гаттефоссе. Однажды, работая в лаборатории, Гаттефоссе сильно обжег при взрыве руку и погрузил ее в лавандовое масло, случайно оказавшееся под рукой. Рука зажила быстро, без шрама и нагноений, что заинтересовало Гаттефоссе, и он начал испытание эфирных масел на пациентах в военных госпиталях во время Первой мировой вой­ны. Используя в основном ромашковое, тимьяновое и лимонное масла, М. Гаттефоссе получил впечатляющие результаты, о которых он очень подробно рассказал в книге под названием «Ароматерапия».

Вдохновленный работами М. Гаттефоссе, доктор Д. Валне использует эфирные масла в качестве анти­септиков для лечения ран во время Второй мировой войны, а также в борьбе с такими заболеваниями, как туберкулез, рак, диабет и другими зачастую не­излечимыми болезнями. Свои исследования он пуб­ликует в монографии под тем же лаконичным назва­нием «Ароматерапия», которая до сих пор является настольной книгой современных ароматерапевтов. Использовали летучие фитонциды для лечения не­заживающих инфицированных ран и бронхо-легочных заболеваний и наши врачи во время Великой Отечественной войны.

Завершая наш обзор по истории современной ароматерапии, нельзя не упомянуть и австрийского биохимика и косметолога Маргариту Маури, кото­рая всю свою жизнь посвятила ароматерапии, от­крыв лечебные центры в Париже, Швейцарии и Анг­лии. Именно ей принадлежит идея использовать эфирные масла в сочетании с массажем, а также ис­пользовать в лечении индивидуальный подбор мас­ла для каждого отдельного пациента, исходя из осо­бенностей организма, а также психоэмоциональной сферы.

Современная ароматерапия - это не альтернатив­ная медицина и не панацея. Она может являться как вспомогательной, так и самостоятельной медицин­ской дисциплиной и применяться наравне с гомеопа­тией, фитотерапией и прочими методами. И прежде всего, ароматерапия - это прекрасный профилакти­ческий, оздоровительный и полностью натуральный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы. Методы ароматерапии позволяют быстро снимать ежедневные стрессы, не допус­кать развития различных недугов и гармонизиро­вать всю нашу жизнь. Кроме того, эфирные масла представляют минимальную угрозу возникновения осложнений при их применении.

Подводя итог сказанному, остается добавить, что изложенная в данной главе информация - лишь ка­пля в море знаний о волшебных свойствах растений, накопленных человечеством. Но так как наша книга ставит перед собой цель более практическую, неже­ли теоретическую, предлагаю перейти к следующей главе, где вы сможете познакомиться с эфирными маслами поближе.


ч. 1 ч. 2 ч. 3 ... ч. 19 ч. 20