1 Подготовка и организация социологического исследования

ч. 1 ч. 2

1 Подготовка и организация социологического исследования

Социологическим называется такое исследование, где одни соци­альные явления объясняются при помощи других социальных явле­ний

Подготовка исследования: составление программы исследования

На ряду с программой социолог разрабатывает рабочий план исследования. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана. По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана являются:

-пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных;

-полевое обследование (массовый сбор данных на объекте);

-подготовка первичных данных для обработки;

-обработка данных;

-их анализ и интерпретация;

-изложение результатов - отчет.


Организационный план исследования

- финансовое и кадровое обеспечение исследования;

- тиражирование методического инструментария;

- проведение основного исследования;

- обработка результатов исследования;

- интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;

- обоснование теоретических выводов исследования;

- разработка практических рекомендаций;

- обсуждение с заказчиками результатов и практических ре­комендаций;

- внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедрением;



2 Программа социологического исследования

Соц исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результативность проводимых социологических исследований. Программа представляет собой теоретико – методологическую основу осуществляемых социологом исследовательских процедур – сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. Построение программы исследования – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связанны в единое целое. Ее составление предполагает осуществление следующих процедур:

1- постановку проблемы,

2- определение объекта и предмета исследования,

3- описание целей и задач исследования,

4- интерпретацию основных понятий,

5- формулировку рабочих гипотез,

6- разработку стратегического плана исследования,

7- описание методов сбора данных,

8- описание схемы анализа данных.

Программой социологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных положений социологической науки на язык операциональных определений и процедур исследования, во-вторых, наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию марксистско-ленинской социологии и выработке практических рекомендаций в области соц управления.

В Программе соц исследования должны оговариваться методы выборки.


3 Этапы эмпирического обследования в социологии

эмпирический - полученный опытным путем

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга вопросов.

3. Определение методов исследования.

4. Структура инструментария сбора данных.

5. Проверка и окончательное определение инструментария сбора данных.

6. Подготовка и планирование сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора данных.

9. Обработка и анализ собранных данных

Последовательность действий вышеописанного процесса может варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования
4 Методы получения данных в социологическом исследовании

1.Опросы

Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

Анкетные опросы: экспресс-опрос, групповой или индивидуа­лизированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почто­вая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.

2. Анализ документов: качественный или количественный (контент-анализ).

3. Наблюдение: включенное или невключенное, открытое и инкогнито, полевое и лабораторное, стандартизированное – нестандартизированное.

4.Эксперимент: истинные эксперименты, квазиэксперименты, натурные эксперименты, натуралистические эксперименты.
5 Метод анализа документов в социологическом исследовании. Классификация документов. Проблема надёжности документов. Контент аналализ

Документ – материальный носитель для сбор\хранения\обработки соц информации.

Основанием классификации документов служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нем информацию. От формы, в которой зафиксирована информация, зависят цели его использования и методы анализа. По форме фиксации информации документы делятся на:

-письменные документы (государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы);

-архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме;

-иконографическую документацию (кино-, видео-, и фотодокументы, картины и тд);

-фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

Другие способы классификации документов.

-Подлинники и копии

Классификация в зависимости от того, как их используют – три разряда документов:

-позволяющие только восстановить какие-либо события, узнать что-либо о каком-нибудь явлении;

-позволяющие делать определенные выводы об авторах, их мнениях, отношениях и тп;

-иллюстрированные документы – для приведения примеров, ссылок, для лучшего разъяснения сказанного и тп.

Существует много документов, которые могут быть использованы во всех 3 случаях.

Анализ документов может использоваться как способ проверки данных, полученных с помощью других методов.



Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:



  • качественный анализ, который называют еще традиционным;

  • количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

Традиционный – все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. В традиционном анализе различают внешний (анализ «исторического контекста» документа) и внутренний (исследование содержание документа).

Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнения специалистов данных областей знаний (юредический анализ, психологический анализ).



Формализованный – желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контен-анализ). Суть этих методов сводиться к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания.
Контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной цифровой) с последующей статистической ее обработкой. Идея контент-анализа предполагает анализ больших информационных массивов

контент-анализ состоит из трех основ­ных этапов:



  1. выделяются единицы анализа, которые затем сво­дятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид;

  2. проводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявления взаимосвязей единиц ана­лиза;

  3. осуществляется интерпретация полученных результатов.



6 Метод наблюдения и его роль в социологии. Виды наблюдения

Наблюдение как метод сбора соц информации использовалось в марксистско-ленинской соц уже на первом этапе ее развития. Ф. Энгельс обращается к наблюдения как одному из важнейших источников социальной информации, так как само описание жизни рабочего класса, полученное на его основе, имеет первостепенное политическое значение. Наблюдение является первой реализацией основного принципа марксистской методологии, требующего проведения теоретического исследования, направленного на решение научной проблемы в тесной связи с практической преобразующей деятельностью.



Наблюдение - метод сбора первичной соц информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Систематичность, планомерность и целеустремленность – характерные черты наблюдения как метода конкретного соц иссл в марксистско-ленинской соц.

Особенности наблюдения в социологии:

-связь наблюдателя с объектом наблюдения;

-наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия;

-сложность повторного наблюдения;

Наблюдение обычно классифицируют по:

1-степени формализации процедуры (неструктурализованное и структурализованное). В неструкт. (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строго плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. Структур. называют такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Чаще всего задача структур набл в исслед – проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их;

2-по положению наблюдателя (включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение). При невключенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, - они просто регистрируют ход происходящих событий. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте и наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Выделяют разные типы такого участия, которые соц-ги называют еще «ролями» наблюдателя: полное включение(наблюдение проводится скрытно, изнутри) «участник», «участник-наблюдатель», «наблюдатель»;

3-по условиям организации (полевые и лабораторные). Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственным контакте с изучаемым объектом. Лаб набл – такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем;

4-частоте проведения (систематическое и случайное). Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. К случайному наблюдению относ наблюд заранее незапланированного явления, деятельности, соц ситуации.

В чистом виде тот или иной из отмеченных видов наблюдения в конкретно-социологическом исследовании не встречается.

7 Опрос как метод получения данных в социологии. Виды опросов.

Метод опроса, основанные на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, поскольку позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития соц процессов на изучаемом объекте в целом.

В основе опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных.
1-анкетирование

2-интервью



Интервью – набор информации (работа, будущее) ->

опросный документ (вопросы меняются

в зависимости от ответов) -> классификация

Анкетирование – контакт через документ.
ОПРОС АНКЕТНЫЙ - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы

«+» анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Главным недостатком О.А. является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Поэтому метод О.А. не является гибким.



  • По способу распространения анкет - 1) почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой); 2) прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы); 3) телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра); 4) раздаточный (О.А., при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента); 5) интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через интернет-сайт).

  • По месту проведения - 1) по месту жительства респондента; 2) по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни).

  • По составу аудитории - 1) индивидуальный О.А. (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером); 2) групповой О.А. (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).

  • По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).

  • По масштабу исследуемых проблем - 1) широкий О.А. (касающийся многих проблем); 2) "молния" (О.А., касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).

Инструментарием при проведении О.А. является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Любая анкета вкл в себя три основные части : вводную (инструкция по заполнению анкеты), содержательную (основную) часть, заключительную часть (паспортичку- сведения о респондентах)


Вопросы различают по типологии:

По предметному содержанию вопросы: Вопросы о фактах.. Вопросы о знании. Вопросы о мнении. Вопросы о мотивах.

По своей логической природе: Основные вопросы. Вопросы-фильтры. отсева некомпетентных лиц. Контрольные вопросы искренности. Наводящие вопросы в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По своей психологической функции: Контактные вопросы создать интерес принять в нем участие. Буферные вопросы переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. Прямые вопросы, Косвенные вопросы. чел отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию

По характеру ответов на составленные вопросы: Открытые вопросы несколько пустых строк, Полузакрытые вопросы. выбрать или высказать свое мнение Шкальные вопросы. Ответ в виде шкалы, в которой необх-мо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да-нет”, носят взаимоисключающий хар-ер. методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа).
Интервью. По степени формализации различают несколько видов интервью:

- свободное (или клиническое) проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью.

- глубинное предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы.

- фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин.

- интервью с открытыми вопросами где исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки.



- формализованное (стандартизированное) интервью самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера.
8 Структура анкеты и техника составления опросного листа.

Анкета_- метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы. АНКЕТА - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Основные части Анкеты:



  • Вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, правилах и излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.

  • Содержательная часть- содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы

  • Заключительная часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования)

Принципы составления анкет.

1. Анкеты должны строиться с учетом психоло­гии восприятия, а не в соответствии с логикой ис­следования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уро­вень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых воп­росов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завер­шением анкеты снова повы­шаться. Таким образом, наиболее сложные вопро­сы должны располагаться в середине анкеты и по­чти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

наиболее оптимальным считается заполнение А. в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10-15 вопросов


9 Социальный эксперимент. Виды эксперимента. Логическая структура эксперимента

Эксперимент—это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при по­мощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, ве­личину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.
Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент .

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Это переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента или совокупность условий, в кото­рых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабора­торными.

4. Объект эксперимента социальная группа, коллектив, лич­ность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспери­ментальные группы. Сопоставление двух групп выявляет разни­цу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Контрольной группой называются испытуемые, с которыми обращаются, как с испытуемыми из экспериментальной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная.

Виды эксперимента:

1. Лабораторный, или истинный, эксперимент нацелен на проверку теоретичес­кой гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля и изоляции воз­действия независимой переменной от посторонних влияний, оказываемых внешними, иррелевантными, переменными. Экспериментальный контроль и изоляция позволяют отвергнуть иные возможные объяснения на­блюдаемого эффекта — конкурентные гипотезы.

2. Поле­вой эксперимент - проводится в естественных условиях и в большинстве слу­чаев имеет своей целью не столько проверку научной гипотезы о причинной связи между переменными, сколько оценку эффективности различных про­грамм или методов воздействия.

Также различают Квазиэксперимент - "промежуточный" между полевыми методами проведения и лабораторными и методами, где применяется строгий контроль переменных. Под квазиэкспериментом принято понимать разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов.


10 Метод моделирования в социологии. Типы моделей

Моделирование - метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, т.е. опосредствованное изучение социальных объектов, в процессе которого они воспроизводятся во вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Все многообразие применяемых моделей можно разделить на три класса по способу воспроизведения действительности, по средствам построения модели:



1-материальные модели, которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

2-идеальные модели (неформализованные и формализованные);

3-смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (так называемые человеко-машинные модели).

Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически во всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:

-по объему исследования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.;

-по уровню моделируемой системы — микро- и макромодели

Можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических исследованиях: теоретические и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д.
11 метод структурного анализа коллективов. Социометрический индекс.

Метод структурного анализа или социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод позволяет комплектовать группы, совершенствовать структуру группы, совершенствовать психологическую атмосферу, смягчать конфликты, способствует выработке коллективных решений, что в конечном итоге - повышает производительность и эффективность работы группы.

Социометрический метод решает две задачи:

- выявление социометрического статуса отдельных членов группы;

- исследование межличностных и межгрупповых неофициальных отношений;

- изучения неформального строения малой социальной группы.



Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем:

- постановка задач исследования и выбора объектов измерений

- формулировка основных гипотез и положений

- когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде как интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности к ним, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. Т.е. членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к другим членам группы, выявить скрытых лидеров и «аутсайдеров» коллектива.

Социометрическое исследование не может быть полностью анонимным, иначе социометрия окажется малоэффективной.

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах.


  1. Непараметрическая процедура: испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.

Достоинство: позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность (степень общительности) каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы этих связей становится так много, и их анализ становится весьма затруднительным.

Недостаток: большая вероятность случайного выбора, так как часто опрашиваемые ради личных интересов отмечают в карточке всех членов коллектива.




  1. Параметрическая процедура: для снижения вероятности случайного выбора вводится «социометрическое ограничение» - ограничение количества выборов каждого из участников.

Социометрические индексы

Различают:

- персональные социометрические индексы (характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.)

Основными П.С.И. являются:

- индекс социометрического статуса члена группы (статус индивида в социальной группе),

-эмоциональной экспансивности (степень общительности члена в группе)

- объема, интенсивности и концентрации взаимодействия члена группы.

-групповые социометрические индексы (дают числовые характеристики всех выборов в группе, описывают свойства групповых связей)



12.Обработка результатов эмпирического обследования

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.



Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

- редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;

- кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

- статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Если, например, определенная часть данных извлекается из документальных источников, используется два основных вида анализа:

-Неформализованный (традиционный) анализ – способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов.

-Формализованный (контент-анализ) - метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.
13. Проблема измерения соц. данных.

Измерение понимается как процесс соотнесения эмпирической системы с некоторой числовой системой. Из-за отсутствия единиц измерения таких величин, как удовлетворенность жизнью, национальное чувство и т.п., возник вопрос о специфике числовой системы, которая соотносится с эмпирической системой.

Четыре типа таких числовых систем, которые обусловили четыре соответствующие шкалы (или уровни) измерения:

I номинальная ( именная) шкала-признак-пол, м-1(2), ж-2(1)

II ординальная( порядковая) выше, ниже; нет единицы измерения. Шкальные значения полученные по порядковой шкале, часто называют рангами

III интервальная( признаки, у которых нет точки абсолютного нуля; есть сложение и вычитание)


-- пропорциональная (шкала отношений; есть точка абсолютного нуля); есть единицы измерения

-- шкала разностей


14.Проблема использования математических методов в исследовании социальной действительности. Применение статических методов в социологии.

Выделилось несколько направлений. Одно было связано с проблемой измерения в социологии и, в частности, с разработкой измерительных процедур в опросах, анализом особенностей социологических данных и т.д.

Другое направление - разработка методов анализа данных. Его развитие определялось потребностями не только социологии, но и ряда других наук (психологии, медицины, геологии). Оно отвечало стремлению найти способы поиска статистических закономерностей в тех случаях, когда исходные данные не удовлетворяют строгим требованиям математической статистики.

Третье серьезное направление в развитии математических методов, предназначенных для решения социологических задач, было связано с методами моделирования социальных явлений.

Степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью социологич. явления. Найти модель, полностью отражающую то или иное соц. явление, в принципе невозможно. Любая модель, к-рую мы построим, как бы ни была она хороша, всегда отражает представления о реальности, заведомо более сложной, чем существующие представления о ней. Во всех известных математич. построениях, отражающих те или иные соц. закономерности, исследователь обычно бывает вынужден абстрагироваться от столь значительного количества существенных факторов, рассматривать столь узкий "срез" с действительности, что оказывается невозможным на основе соответствующей модели делать требующийся прогноз, удовлетворительным образом объяснять изучаемое явление.

Статистический метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии.

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.


15.Основные типы шкал и их взаимосвязь с математическими процедурами в социологии.

Ряд социальных свойств ( возpаст, заpаботная плата и т.д.) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений процессов такой количественной определенности не имеет. К ним относятся поведенческие акты ( добросовестность, энтузиазм и т.д.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу важно не только определить их наличие или отсутствие, а интенсивность проявления. Чтобы решить такую задачу, пpи пpоведении исследования социолог вынужден создавать специальную пpоцедуpу пpиписывания количественной опpеделенности изучаемым качественным пpизнакам. Такая пpоцедуpа носит название измерения.

Инстpументом измеpения выступает шкала. С помощью заpанее pазpаботанных шкал могут быть измеpены все, даже самые сложные, социальные явления. Шкала пpедставляет собой систему хаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющяю pоль эталона. С целью pазpаботки шкалы устанавливают континуум - пpотяженность изучаемого социального свойства, т.е. опpеделяют его кpайние состояния - начало и конец, максимум и минимум. Пpи нахождении кpайних точек и опpеделения континуума шкала гpадуиpуется, т.е. устанавливается ее дpобность с помощью делений. Континуум разбивается на части.

Различают 3 типа шкал:

1) номинальная;

2) поpядковая;

3) интеpвальная.

1. Hоминальная шкала

Hоминальная шкала ( неупоpядоченная шкала, шкала наименований ) - это шкала, состоящая из пеpечня хаpактеpистик объекта или явления. Типичным пpимеpом номинальной шкалы может послужить pазбиение игpоков споpтивной команды по номеpам.

(1,1,2,3,4)=(15,15,14,13,12)

2. Поpядковая шкала

Поpядковая шкала ( оpдинаpная, pанговая ), по сути дела, является упоpядоченной номинальной шкалой, устанавливающей pавенство между объектами по выбpанным пpизнакам и отношения поpядка.

Поpядковые шкалы пpименяются пpи изучении установок отношений опpашиваемого. С их помощью измеpяют интенсивность оценок свойств, суждений, событий.

(1,3,5,4,2)=(18,20,28,24,19)

3. Интеpвальная шкала

В отличии от пpедыдущей шкалы интеpвальная шкала позволяет не только упоpядочить пpоявление изучаемого социального свойства или объекта, но и pассчитать pазность ( интеpвал ) между этими пpоявлениями. (у=ах+в, а>о)

Шкала отношений (у=ах, а>0)

Шкала разностей (у=х+в)


16. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей в социологии.

это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследования. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений.

часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).

Гистограмма — это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.



(низ значения в разнобой и не по порядку, вверху интерввальные)

Полигоны могут использоваться и для изображения интервальных рядов. В этом случае ординаты, пропорциональные частоте каждого интервала, восстанавливаются перпендикулярно оси абсцисс из точек, соответствующих середине каждого интервала. Концы каждой из таких ординат соединяются прямыми линиями с концами соседних ординат

(низ – интервальные значения, верх тоже)

кумулята позволяет быстро определить удельный вес той доли совокупности, которая находится выше или ниже некоторой заданной величины значения переменной.
17.Понятие генеральной и выборочной совокупности

Множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой соц иссл и территориально-временных границ, образует генеральную совокупность. Любую ген совокупн характеризует некоторый явно задаваемый признак, по значению которого можно однозначно определить, относится данный объект к ген совок или нет.

Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

Выборкой называется совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Понятие выборки в статистике и социологии рассматривается в двух значениях.

♦ Выборка (как результат действия) — представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения признака соответствует закону распределения этого признака в генеральной совокупности.

♦ Выборка (как способ или процесс действия) — способ отбора объектов генеральной совокупности в выборочную.

Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность).

18. Репрезентативность и ошибка выборки. Методы формирования выборки

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупности.


Выборки делятся на три больших класса:

  1. сплошные (переписи, референдумы);

  2. случайные

  3. неслучайные.

В сплошных выборках опрашиваются все единицы отобранной совокупности. К случайным выборкам относят: вероятностную, систематическую, районированную, гнездовую. К неслучайным: стихийную, квотную, метод «основного массива».
Если генеральная совокупность имеет небольшой объем, единицы отбора удается пронумеровать, и каждая из них имеет равную вероятность попасть в выборку, то применяется вероятностный тип выборки, основанный на использовании таблицы случайных чисел. Его упрощенным вариантом является систематический отбор. Если генеральная выборка велика, то приходится разделять обследуемую совокупность на более или менее однородные части, а затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Если деление происходит по стратам (соц. группам), то выборку называют стратифицированной, а если по экономико-географическим районам, то районированной.

Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой гнезда (кластеры) более мелких единиц. После отбора небольшого числа территориальных сегментов проводится выборочный или сплошной опрос проживающих в них людей. Гнездовой отбор позволяет осуществить отбор и обследование нескольких компактных групп много проще, чем десятков отдельных единиц.

Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квота – это некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии, которых опрашивает социолог. Обычно квотная выборка применяется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним.

Стихийный отбор: социолог, примерно зная кого ему надо опросить идет на улицу и опрашивает всех, кого удастся или тех, кто похож на представителей генеральной совокупности. Математические процедуры при составлении выборки здесь не применяются. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. К стихийному отбору тесно примыкает

Метод основного массива. Из жителей данного района или работников данного предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупности сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение.

Ошибка выборки — отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Ошибка выборки обусловливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки.

Они полагают, что источником неконтролируемых перекосов в распределении выборочных наблюдений могут быть следующие факторы:

♦ нарушены методические и методологические правила проведения социологического исследования;

♦ выбраны неадекватные способы формирования выборочной совокупности, методы сбора и расчета данных;

♦ произошла замена требуемых единиц наблюдения другими, более доступными;

♦ отмечен неполный охват выборочной совокупности
19. Результаты социологического исследования и общественная практика

Итоги соц исследования оформляются в виде отчетов. Он включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагается последовательность выполнения программы социального исл, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В приложениях к записке даются цифровые, графические и прочие показатели и документы, а также все формы, анкеты, бланки, тесты и тп.

Отчет служит исходным документом подготовки: директивных решений и разного рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций, книг, сборников, статей, диссертаций и тп.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность.


20.Социология и архитектура: прикладные аспекты

Социология архитектуры – область социологии, изучающая архитектуру как особую проектную деятельность, форму организации пространства жизнедеятельности общества, язык культуры.

Круг проблем:

- социальные аспекты архитектурной деятельности;

- социальные факторы, определяющие развитие архитектурного пространства;

- архитектурное образование и т.п.

Когда разом произносятся два слова: архитектура и общество, всякому очевидно, что речь идет о социальных проблемах архитектуры, архитектуры внутри общества и для него, архитектуры как среды функционирования людей.

Ведь сегодня заказчику представляется, будто он знает все действительные потребности тех, для кого задумано сооружение, и архитектор считает, что ему известны эти потребности. Практика же со всей убедительностью показывает, что не только представления архитектора и заказчика о потребителе не совпадают, но не совпадают между собой мнения специалистов, выступающих в роли заказчика, резко различны мнения архитекторов. Социология архитектуры становится действительно научной дисциплиной, т.е. производит объективные знания только в том случае, если она способна множественность отдельных представлений заменить картиной подлинного положения дел.

Социология архитектуры не оперирует словом «человек» потому, что для нее существуют не «люди вообще», а конкретные группы людей в различных ситуациях, чьи вкусы, интересы, пристрастия, навыки, привычки весьма значительно различаются.

Значит, для социологии архитектуры архитектура является прежде всего производством полезных пространственных структур, обладающих ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней).

21.Социология города. Методология и методы социологии города.

Город — исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения

труда, т.е. отделения ремесла от с/х. В городе сосредоточено население, которое занято не в с/х, а на производстве и в непроизводственной сфере.

Городская общность рассматривается как сложная структура различных социальных слоев. Пространственная организация города чаще всего

представляется в виде концентрированных зон, каждая из которых принадлежит

особой социальной общности, слою.

Города бывают малые (до100тыс), средние (до 500тыс), и крупные. Существует отдельная статистика городов-миллионеров и городов-гигантов (Москва, Нью-Йорк, Токио). Чем больше город, тем более широкий выбор возможностей работы, отдыха, жилья и т.д. он предоставляет. С другой стороны, крупные города усиливают темп, жизнь в них и напряженней, транспортные проблемы актуальней, выше уровень анонимности проживания. Города так же делятся на столичные и периферийные.

В современном обществе преобладает миграция из села в город. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои.

Социология города занимается проблемами изучения процессов расселения в городах.

Основные тенденции развития расселения в современном обществе обусловлены законом концентрации и возрастающего разнообразия деятельности. Городской среде свойственна многокомпонентность. Она образована и материальными (элементы города и природа), и духовными составляющими. В современных городах очень велика концентрация и люди не знакомы друг с другом, родственники часто живут вдали друг от друга, люди овладевают многими специальностями, работа и дом часто удалены друг от друга, ежедневные поездки от дома до работы занимают много времени и становятся образом жизни, высокая анонимность людей и социальная мобильность.


22.Обзор зарубежных и отечественных социологических концепций и исследований города.

Два основных типа градостроительных концепций

С ростом размеров городов, их насыщенности инженерными и транспортными системами, промышленными объектами возрастало и отрицательное воздействие, которое они оказывали на окружающую природную среду. В первую очередь объектом такого техногенного воздействия становился сам человек - обитатель города и природы. Как отклик на складывающуюся ситуацию архитекторами и градостроителями стали предлагаться различные градостроительные концепции, в которых делались попытки решить новые проблемы, порождённые развитием технической цивилизации. Выдвижение подобных теорий и концепций продолжалось и на протяжении всего ХХ века.

Рассматривая типологические особенности выдвинутых в этот период градостроительных концепций можно выделить в первом приближении два главных подхода, просматривающихся в них. В одном подходе, говоря условно, превалирует сам «Город» как система искусственных построек и сооружений, создаваемых в результате деятельности человека. В другом подходе наряду с «Городом» (градостроительная система) активно разрабатывается тема «Природы» (природная система), включающей в себя все элементы биосферы и человеческий социум, гармоничным образом сосуществующие с искусственными зданиями и сооружениями в условиях урбанизированной среды. То есть в последнем случае решается задача соразмерного, уравновешенного развития основных элементов в системе «Город-Природа».

Хронологическую последовательность развития концепций современного города в обобщенном виде можно представить следующим образом:

- 1890-е гг. - «город-сад», «линейный город»;

- 1900-е гг. — индустриальный город;

- 1930-е гг. — функциональный город;

- 1950-60-е гг. — пространственный, мобильный город;

- 1980-90-е гг. — средовой подход в градостроительстве (А. Э. Гутнов), социальная экология города;

- 1970-2000-е гг.: — «экогород», «устойчивый город».

Если в концепциях индустриального города, функционального города, пространственного и мобильного города явно просматривается технократический подход, то в концепциях «города-сада», «линейного города», социальной экологии города, в концепции «экогорода» и «устойчивого города» превалирует органический подход к градостроительству. Все сказанное выше позволяет заключить, что развитие градостроительной теории на протяжении всего рассматриваемого периода характеризовалось борьбой двух указанных выше тенденций: технократической и органической. Данная борьба велась и на теоретическом уровне (например дискуссии урбанистов и дезурбанистов в СССР 30-х гг.), и на уровне практического градостроительства (смена принципов проектирования и строительства городов в разные временные периоды).

Есть определенные основания связывать пик развития технократического градостроительства с периодом мировых войн (1914-1945 гг.) и развитие его остаточных явлений в период «холодной войны» (1945-1985 гг.). Данную связь можно объяснить, в частности, тем, что тотальная милитаризация общества в странах западного мира и СССР строилась в это время на основе тотальной технократизации экономики и всего образа жизни конфликтующих сообществ. После 60-х годов, когда крупные военные конфликты в мире завершились, наблюдается резкий спад выдвижения концепций технократического характера. В утрате творческого интереса к данному направлению градостроительства, по-видимому, сказалось и некоторое разочарование в возможностях технического прогресса для улучшения социального состояния общества, проявившееся в общественной мысли развитых стран в период с 60-х гг. В хронологии развития органических или экологических градостроительных концепций наблюдается обратная закономерность. Свое наибольшее развитие они получили на рубеже веков: в конце XIX - начале ХХ столетий, когда в обществе «любимой» темой обсуждения была идея «города-сада», и к концу ХХ века, когда резко активизировались поиски в области экологизации города и создания поселений, отвечающих принципам устойчивого развития. В середине же ХХ века наблюдается заметный спад интенсивности поисков в данном направлении.

Изучение проблем жизни города и села имеют давнюю историю. На Западе первые основополагающие публикации по проблемам социологии города появились в начале XX в., например, книга М. Вебера "Город", в которой автор доказывает, что город способствует развитию индивидуальных черт личности и является, таким образом, инструментом исторических изменений. Известны также работы западного социолога Г. Зиммеля, раскрывшего социально-психологические -аспекты городской жизни, функциональный характер городских контактов.

Лидеры другой волны социологов - "горожан" Р. Парк, Э. Берджесс, Д. Вирт, создатели школы "человеческой экологии", исследовали влияние размеров городов, архитектуры и т.д. на преступность. Сейчас в западной социологии изучается влияние новых технологий (следствие технологической революции) на городское и региональное развитие. Как видно из приведенного схематического перечня, многие проблемы социологии города, исследуемые на Западе, имеют большое практическое и теоретическое значение и для российских ученых и практиков.

Примерно то же самое можно сказать и о западной социологии деревни. Она изучает проблемы социальных и экологических последствий внедрения новых технологий в сельском хозяйстве (например, А. Андерсон, С. Бруннер и др.). Это направление сейчас все более выступает на передний план.

Существенный вклад в развитиеРАЗВИТИЕ


- характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововв...  отечественной С.Г. внесли Н.А. АитовАИТОВ
Нариман Абдрахманович (1925) - российский социолог и философ. Основные направления научн. исслед...,  Э.К. Васильева, Г.М. Лаппо, М.Н. Межевич, Э.А. Орлова, И.Ю. Родзинская, В.О. Рукавишников, О.И. Шкаратан, О.Н. Яницкий, З.А. Янкова и др.

23.Город как объект комплексных социальных исследований. Социально-пространственная характеристика города. Взаимодействие районов и зон города.

Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противопоставление городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.

Город – это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей. Первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.

Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфрастуктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого – к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами .

Город - доминирующая в настоящее времяВРЕМЯ


(time) — непрерывное протекание существования. Может измеряться с помощью какого-либо устойчивог...  социально-пространственная форма существования общества, которая отличается высокой степенью организации среды жизнедеятельности, большим разнообразием форм и видов деятельности населения, динамизмом социального развития, архитектурным разнообразием, значительной автономностью и относительно законченной социальной структурой, почти адекватной структуре общества (государства).
В круг проблем, изучаемых С.Г., традиционно входят: определениеОПРЕДЕЛЕНИЕ
(definition) — суждение или процесс, посредством которого передается значение термина. Идеально ...  места и роли города в обществе; выявление факторов появления и развития городов; изучение подсистем механизма городского устройства и взаимосвязей между ними; определение социальных факторов и следствий миграции городского населения; построение типологии городов; поиск путей и методов научно обоснованного управления развитием городов. Среди проблем, стоящих перед С.Г. в настоящее время, наиболее актуальна проблемаПРОБЛЕМА
(греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или пр...  городской экологии. Бурно разворачивающийся процессПРОЦЕСС
- последовательная смена явлений в развитии чего-либо.  урбанизации породил острое противоречиеПРОТИВОРЕЧИЕ
(contradiction). Термин, используемый Марксом для обозначения взаимных антагонистических обществ...  между стремительным ростом городов, потребляющих ресурсы из окружающей среды, и возможностями природной среды восполнять эти ресурсы. Не менее острой проблемой является проблема социальной экологии города. Тотальное распространение городского образаОБРАЗ
- 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполно...  жизни на все обществоОБЩЕСТВО
- понятие, фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структу...,  помимо связанных с этим процессом позитивных моментов, зачастую опережает психологическую готовность людей к непосредственному погружению в далеко еще не совершенное, бесконечно разнообразное и поразительно "плотное" городское культурное пространствоГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
- сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма ....  Следствием этого является высокий уровень подсознательной (а иногда и сознательной) агрессии, различные виды деструктивного, девиантного поведения и т.д. Разрешение этих противоречий - одно из непременных условий дальнейшего развития общества. С.Г. относится к группе специальных социологических теорий - социология селаСОЦИОЛОГИЯ СЕЛА
- специальная социологическая теория , объектом познания которой является село как социально-те...
 ,социология малых группСОЦИОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
- область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследов...
 , социология молодежиСОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
- отрасль социологии, объект которой - молодежь как социально-демографическая группа общества (...
 , социология народонаселенияСОЦИОЛОГИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
- специальная социологическая теория, изучающая процессы воспроизводства населения всей Земли, о...
 , - которые исследуют соответствующие социально-территориальные общности.

Специфика подходаПОДХОД


- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании...  С.Г. к исследованию своего объектаОБЪЕКТ
- носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности.  заключается в том, что эта специальная социологическая теорияСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(sociological theory) - ряд абстрактных общих подходов, а также противоположных и взаимно дополн...  описывает не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере социально-пространственной общности города, и даже не просто взаимосвязи между ними, а нечто значительно более сложное: механизм городского устройства, который порождает и регулирует эти взаимосвязи. Такая трактовка предмета изучения С.Г. позволяет определить ее как объяснительную теорию, главная задача которой заключается в раскрытии сущности изучаемого объекта путем установления связей и отношений, определяющих его существенные черты. Данная задача решается посредством изучения закономерностей функционирования механизма городского устройства, фиксирующего эти связи и отношения. В философском смысле под механизмом городского устройства понимается самодостаточное средство воспроизводства и регулирования социально пространственной системы города. В социологическом - способ взаимосвязи подсистем, составляющих структуру этой системы.

24.Основные условия и формы жизнедеятельности городского населения

Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально – этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.

В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально – культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города – с другой.

Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого – либо одного пола. Например, Иваново – центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.

Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.

25. Показатели, планирование и прогнозирование социального развития города.

Показатели соц развития города – безработица; уровень преступности; ср возраст; кол-во бедных, ср класса, богатых; трудоспособное население; дети; пенсионеры; уровень соц необеспеченных и тд

Система планирования городского развития включает четыре взаимосвязанных процесса (функции).


  1. Стратегическое (на 10-15 лет) планирование (выбор стратегических целей городского развития и механизмов их реализации).

  2. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития.

  3. Перспективное (на 3-5 лет) и годовое комплексное планирование.

  4. Текущее финансовое планирование и формирование годового бюджета.


ч. 1 ч. 2